21 мая будет окончательно решен вопрос о распределении таможенных пошлин в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
В этот день в Москве пройдет встреча премьер-министров трех стран, на которой должно быть достигнуто принципиальное соглашение. По словам Масимова, премьер-министра РГ, на встрече вопрос распределения таможенных пошлин будет окончательно "закреплен и вынесен на рассмотрение глав государств". Казахстанский глава правительства подчеркнул, что "принципиальные вопросы между тремя странами решены". Вопрос о распределении таможенных пошлин между странами-участницами Таможенного союза является одним из самых спорных. Между бюджетами России, Белоруссии и Казахстана их предлагалось распределять в пропорции 86,5 процента, 5 процентов и 8,5 процента соответственно. Россия "как самый емкий рынок" рассчитывает на большую часть поступлений из-за того, что она экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины. У Казахстана и Белоруссии же экспортных пошлин мало, поэтому их доли заметно меньше. Однако, по некоторым данным, Минск хочет увеличить свою долю на 0,3 процента.
В начале марта первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что стороны договорились "по очень сложным вопросам распределения денежных средств" от импортных пошлин и о "способах начисления денежных средств в национальные счета". Однако точных цифр он не назвал.
ИА "Новости-Казахстан"
Предполагается, что с 1 июля начнет функционировать единая таможенная территория Беларуси, Казахстана и России. На каких условиях?
Политики продолжают это активно обсуждать. За всеми спорами факт того, что реально существовать Таможенный союз будет не в кабинетах, а на границах стран-участниц, как-то отошел на второй план. Председатель Государственного погранкомитета Беларуси Игорь Рачковский считает, что в Комиссию Таможенного союза должны входить и представители пограничных служб. Сотрудничество в этом направлении поспособствует тому, что внешняя граница нового объединения приобретет целостный характер, благодаря чему упростится решение вопросов безопасности, в том числе и экономической.
Тем временем Комиссия Таможенного союза поручила Федеральному агентству по обустройству государственной границы России (Росграница) проверить в марте таможенные пункты пропуска в Беларуси и Казахстане. Поручение это носит скорее формальный характер, ведь соседи-пограничники отлично знают особенности друг друга. Что можно сказать о возможностях нашей страны? Практически все специалисты сходятся во мнении, что по своей технической оснащенности и эффективности белорусская граница превосходит и российскую, и казахстанскую. Утверждения эти отнюдь не голословны. Например, в пунктах пропуска Беларуси с 2006 года работает система "зеленого" и "красного" коридоров, здорово облегчающая пересечение границы тем, кому не надо ничего декларировать. В России и Казахстане такой системы нет. Как нет там и полностью автоматизированной системы погранконтроля, которой наши пограничники пользуются больше трех лет. Именно благодаря ей были отменены разрешительные штампы на выезд за рубеж. Зачем они нужны, если человека можно оперативно проверить по единой базе всего правоохранительного блока, в который входят МВД, Минобороны и прочие ведомства и службы? Нет проблем с законом - езжай куда хочешь. А тех же россиян проверяют по старинке. Постой в очереди в паспортном столе, подожди, пока получишь заграничный паспорт... В общем, российским инспекторам будет что взять на заметку.
В идеале партнеры по Таможенному союзу должны прийти к созданию единой базы данных для всех трех стран. Иначе получается несколько странная ситуация. Например, белорус не может выехать за границу у себя в стране (допустим, из-за того, что упорно не хочет платить алименты), а в России или Казахстане его выпускают без лишних вопросов. Впрочем, создать такую базу не так-то просто. Союзное государство мы строим не один год, а министр внутренних дел России Рашид Нургалиев до сих пор называет одной из основных задач в сотрудничестве с Беларусью "переход на электронный формат обмена информацией в режиме реального времени о лицах, объявленных в розыск в качестве преступников или без вести пропавших". А ведь к этим процессам еще должен подключиться Казахстан с 16-миллионным населением...
Нельзя забывать и о нелегальной миграции. Не случайно по итогам встречи руководителей пограничных ведомств стран - участниц Таможенного союза, состоявшейся около месяца назад в Бресте, было принято принципиальное решение о сохранении внутренней границы между Россией и Казахстаном. И все из-за того, что россияне боятся потока нелегальных мигрантов из Китая, которые могут хлынуть через территорию соседа. По разным оценкам, в Казахстане проживает от ста тысяч до полумиллиона "неучтенных" китайцев. Если границу откроют, до самого Бреста путь им будет свободен.
Экономическое взаимодействие наверняка повлечет за собой более тесное сотрудничество в других вопросах. Внешнеполитическим ведомствам Беларуси, Казахстана и России предстоит интересный диалог по визовым нюансам. А этих нюансов имеется в достатке. Например, гражданину Грузии, чтобы попасть на белорусскую территорию, виза не нужна. Но в Россию без визы грузина не пустят. Или что делать с "негражданами", проживающими в Прибалтике? Гражданства Латвии или Эстонии у них нет, но при этом они имеют возможность беспрепятственно путешествовать по всей Европе. Россия, которая по известным причинам относится к "негражданам'' сочувственно, разрешает им безвизовый въезд на свою территорию. Однако на поездки в Беларусь подобная льгота не распространяется...
"Народная газета"
Вследствие отмены таможенного контроля на границах стран, вошедших в Таможенный союз (Россия, Белоруссия и Казахстан), возникает опасность утечки «чувствительных» товаров и технологий из-за отличия в национальных системах экспортного контроля. Об этом сообщил вице-премьер Сергей Иванов на заседании комиссии по экспортному контролю РФ.
По его словам, это может привести к серьезным обвинениям со стороны международного сообщества в несоблюдении Россией, Белоруссией и Казахстаном «своих нераспространенческих обязательств и иметь негативные последствия для экономических отношений трех стран». «Поэтому устранение административных преград в торговле внутри Таможенного союза настоятельно требует создания условий, при которых были бы гарантированно обеспечены выполнение международных обязательств России и ее безопасность», - подчеркнул вице-премьер.
Он напомнил, что началом функционирования единого таможенного пространства трех стран определено 1 июля 2010 года. В соответствии с достигнутыми договоренностями, в рамках Таможенного союза устанавливается режим свободного перемещения товаров и услуг, включая продукцию двойного назначения. «Возникающие в этой связи вопросы заинтересованным ведомствам надо решать крайне оперативно, с участием белорусских и казахстанских партнеров», - добавил Иванов.
«Росбалт»
Россия, Белоруссия и Казахстан приступают к гармонизации техрегламентов, стандартов и санитарных норм для создания Единого экономического пространства. В Москве ломают голову, как при этом не допустить на российский рынок нежелательные товары вроде запрещенной грузинской продукции. Способ «защитить население» чиновники найдут, заверил замглавы Минпромторга Владимир Саламатов: один из вариантов - передать часть функций от Роспотребнадзора к Минздравсоцразвития. «Наша цель - совместить все лучшее, что накоплено нашими странами, в некую новую модель», - говорит чиновник.
Синхронизацию облегчит тот факт, что Россия в этом году начала активно «импортировать» иностранные техрегламенты, в том числе из Белоруссии и Казахстана. Премьер Владимир Путин подписал на этот счет сразу два документа: первый переносит на российскую почву 13 техрегламентов из Казахстана, а второй (программа развития техрегламентов) предписывает скопировать один белорусский регламент и десять европейских. Еще 38 техрегламентов разрабатываются совместно по линии ЕврАзЭС, и в этот список могут добавиться еще 11 белорусских наработок. Между тем предстоит гармонизировать и фитосанитарные нормы, которые в последние годы позволили главному санитарному врачу России Геннадию Онищенко вводить запрет на импорт польского мяса, молдавских и грузинских вин, воды Боржоми и даже белорусского молока. И если по мере урегулирования политических конфликтов барьеры для польских, молдавских и тем более белорусских товаров исчезли, то для грузинских производителей российский рынок закрыт.
Впрочем, даже в отсутствие таможенных границ в рамках ТС Россия сумеет оградить свою территорию от нежелательных товаров, заявил Владимир Саламатов. «В любой стране главный санитарный врач может принять экстренное решение по защите рынка от того или иного вида продукции, и эта практика должна сохраниться, - сказал он. - Правительство сейчас рассматривает технологию принятия таких решений, и возможно, что такая функция будет передана от Роспотребнадзора Министерству здравоохранения и социального развития».
Реализовать подобный контроль на практике в рамках ЕЭП будет сложно, считает замглавы Ростехрегулирования Евгений Петросян. Здесь, по его словам, может пригодиться опыт единой Европы, «где такая возможность существует и где есть специальная «защитная» оговорка».
Однако похоже, что европейские стандарты в данном случае будут трудно применимы. Как объяснили в Еврокомиссии, если одна страна ЕС захочет запретить импорт того или иного продукта, то в экстренном случае может быть введен краткосрочный запрет. Но чтобы он действовал постоянно, нужно одобрение Европейского агентства по безопасности продовольствия или санкция совета ЕС для всех 27 стран, поскольку стандарты у всех одни и те же.
«rbcdaily.ru»
В правительстве нашли экономическую угрозу в таможенном объединении России, Белоруссии и Казахстана.
По мнению Минэкономразвития, создание единого экономического пространства может лишить Россию значительной доли импорта. Китайцы предпочтут ввозить товары через Казахстан, а европейцы - через Белоруссию, причем определяющим фактором станет экономическая выгода, а отнюдь не политика. Что повлечет за собой «деградацию» регионов, живущих за счет транзита грузов. Россия также не сможет вводить односторонние торговые санкции. На заседании правительства глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина представила проект направлений таможенно-тарифной политики на ближайшую трехлетку. В Минэкономразвития предсказывают настоящую конкурентную войну таможенных служб трех государств, что грозит перераспределением потоков импорта. Причем реальные убытки придется фиксировать прежде всего России. Импортерам объективно окажутся экономически выгодны другие маршруты ввоза товаров на территорию нашей страны, чем сложившиеся на сегодняшний день. И тогда европейцы отдадут предпочтение Белоруссии, а китайцы - Казахстану.
В результате проиграют некоторые приграничные регионы РФ, устойчивость экономики которых в немалой степени определяется состоянием внешнеторговой деятельности. В частности, Владивосток, Калининград, Санкт-Петербург. Сегодня через морской порт Северной столицы в Россию ввозится до 20% объемов китайского импорта Плюс к этому еще 5-6% китайского импорта попадает на российскую территорию через наземные пункты пропуска, расположенные на финской границе, какая-то часть - через страны Балтии. Таможенный союз, начавший работать с 1 января текущего года, создал принципиально новую конфигурацию внешнеторговых связей России с партнерами в ЕС и Юго-Восточной Азии.
Теперь для импортеров выгоднее ввозить товары, используя более короткие маршруты - Казахстан и Белоруссию. Если во времена СССР Белоруссия рассматривалась как передовая перерабатывающая зона на пути советского экспорта в Европу, то сегодня республика может привлечь западный бизнес уже в качестве размещения логистических и перерабатывающих предприятий для товаров, импортируемых из ЕС в Россию. Причем сделано это будет в ущерб социально-экономическому развитию западных российских регионов. То же самое можно сказать о Казахстане и потоках импорта с восточного направления.
Против России при этом играет не политика, но экономическая целесообразность. Если в Белоруссии оформление товаров, ввозимых по нулевой пошлине, занимает два часа, то в России бумажная волокита по закону может продолжаться 10 суток, но реально оформление зачастую занимает месяцы.
«NR2.Ru»
Правительственная комиссия РФ по экономической интеграции обсудила предложения, касающиеся унификации подхода к особым экономическим зонам (ОЭЗ) в рамках Таможенного союза. "На комиссии действительно обсуждалась подготовка соглашения по особым экономическим зонам",- сообщил представитель секретариата возглавляющего комиссию первого вице-премьера Игоря Шувалова. На заседании комиссии также прозвучал доклад представителя ФТС о подготовке документов в рамках создаваемого единого экономического пространства союза.
До заседания о том, что вопрос об ОЭЗ выносится на уровень комиссии, сообщил замглавы Минэкономики Андрей Слепнев, добавив, что Минэкономики "намерено в ближайшие дни обнародовать новые подходы к деятельности особых экономических зон в России". При этом Минэкономики беспокоят "разные вопросы, связанные с тем, чтобы таможенный режим особых экономических зон сделать более привлекательным с точки зрения ставок, которые инвесторы должны платить за комплектующие, и с точки зрения платежей, которые они должны отдавать при выпуске продукции",- заявил господин Слепнев. Также он отметил, что до 1 июля Россия должна гармонизировать режим работы особых экономических зон со странами-партнерами по Таможенному союзу - Белоруссией и Казахстаном.
Необходимость гармонизации режимов ОЭЗ объясняется различиями в законодательствах РФ, Белоруссии и Казахстана, и для решения этой проблемы комиссии Таможенного союза, изначально создававшейся для администрирования вопросов, связанных с применением единого таможенного тарифа, придется принимать решения в области национального госрегулирования участников ТС.
Отметим, что одним из ключевых отличий казахских СЭЗ от российских ОЭЗ является возможность разработки недр. В частности, в Кызылординской СЭЗ Казахстана работают совместные предприятия по добыче нефти и газа. В Белоруссии разработка недр в СЭЗ также не запрещена. По российскому же закону "Об ОЭЗ" разработка полезных ископаемых в ОЭЗ не допускается, за исключением минеральной воды и лечебных грязей,- и вопрос о недрах ОЭЗ, вероятно, станет одним из ключевых в выстраивании соглашений РФ с партнерами по Таможенному союзу.
"Коммерсантъ "
|