русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
E-mail: info@customs-advocate.ru 
 новости       

 последние новости       

08.07.2025
Итоги заседания Совета ЕЭК 8 июля 2025 года
далее...

07.07.2025
ИЗМЕНЕНИЯ АРБИРАЖНЫХ ПРАВИЛ В КНР
далее...


13.07.2010
Новости Таможенного союза

Расхождения в рамках Таможенного союза по отмене экспортных пошлин по-прежнему сохраняются. Об этом сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов журналистам по итогам заседания ЕврАзЭС. "Белорусская сторона по-прежнему считает, что формирование Таможенного союза, единой таможенной территории ведет к отмене экспортных пошлин во взаимной торговле. Российская Федерация и Республика Казахстан - я подчеркиваю, что это не решение одной Российской Федерации, на этом настаивает и Республика Казахстан - считают, что до формирования Единого экономического пространства и вступления всех соглашений, формирующих ЕЭП, у каждой стороны остается право взимать экспортные пошлины, при формировании ЕЭП таких возможностей не останется. Республика Беларусь настаивает на том, что уже в настоящее время с образованием единой таможенной территории такое право исчезает", - рассказал первый вице-премьер.
"Утро"


С 1 июля 2010 года существенно изменились правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу. Данная сфера регулируется гл. 49 Таможенного кодекса таможенного союза, Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, а также решениями Комиссии таможенного союза, федеральными законами РФ, подзаконными нормативными актами и актами Федеральной Таможенной службы.

Согласно изменившемуся законодательству физические лица могут беспошлинно перемещать через таможенную границу товары для личного пользования общим весом не более 50 кг на сумму, не превышающую 1500 евро (раньше весовые ограничения составляли 35 кг, а стоимостные - 65 тысяч рублей). Если данные нормы превышены, то в части такого превышения физическое лицо обязано уплатить таможенную пошлину в размере 30% от стоимости товаров, но не менее 4 евро за килограмм. Значительным изменениям подверглись нормы и правила ввоза алкоголя, табака, рыбы и морепродуктов. Теперь введена интернациональная система провоза спиртного через границу. Общее количество разрешенного к ввозу алкоголя уменьшится в два раза: 5 литров вместо 10, однако при этом пошлины можно не платить за три литра горячительного (раньше квота составляла 2 литра). Рыбы и морепродуктов, за исключением лангустов, омаров и креветок, можно провозить не более 5 кг. Количество черной икры остается неизменным - до 250 граммов.

Изменены правила ввоза автомобилей и топлива. В отношении транспортных средств, произведенных на территории стран таможенного союза, таможенные пошлины и налоги при их перемещении между государствами-участниками таможенного союза, не взимаются. Топливо для заправки в отдельном баке можно провозить не больше 10 литров. Значительно упрощены правила регистрации транспортных средств личного пользования, являющихся предметами роскоши, такие как яхты, вертолеты и самолеты.

Нововведением станет ограничение, касающееся группы ввозимых товаров, которые не подпадают под категорию товаров для личного пользования. К таким, например, относятся драгоценные металлы и камни стоимостью более 25 тысяч долларов, котлы центрального отопления, сельхозтехника, солярии для загара, фотолаборатории, игровые автоматы, медтехника. Эти предметы облагаются пошлинами как коммерческие товары.

Декларировать товары для личного пользования придется по-новому. В России применялись три формы декларирования: письменная, устная и конклюдентная. В таможенном союзе предусматривается только письменная форма.

Процедура личного досмотра граждан останется прежней, равно как и порядок ввоза лекарств и культурных ценностей. Стоит сказать, что, единая норма провоза валюты пока не установлена, поэтому в данной сфере пока сохранены национальные нормы.
«VCH.RU»


Для участников ВЭД, предпринимателей, дистрибьюторов и зарубежных производителей всё меньше времени для осознанного перехода на новые правила работы с таможней. Ведь с 1 июля 2010 года уже вступил в действие большой блок документов, включая Таможенный Кодекс Таможенного Союза в части, не противоречащей законодательству России и Казахстана. По словам первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова новый Таможенный кодекс Таможенного союза со всеми поправками вступит в силу в России 1 октября 2010 года.

Но не всё так плохо в нашей стране. Например, в рамках правительственной Комиссии РФ от 21 апреля 2010 года был подготовлен план мероприятий, который должен принять форму закона. На Комиссии было принято:
• обозначить исчерпывающий перечень документов, необходимых для таможенного оформления высокотехнологичной продукции, к которой не применяются вывозные таможенные пошлины;
• сократить до четырех часов срок выпуска необлагаемых вывозными таможенными пошлинами высокотехнологичных товаров, помещаемых под процедуру экспорта и временного вывоза;
• запретить истребование таможенными органами дополнительных документов и сведений при таможенном оформлении указанных товаров при помещении под таможенную процедуру экспорта.
• признать однократность предоставления таможенным органам учредительных и иных подтверждающих правоспособность лица документов при первом обращении в таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации.
Кроме того, на Комиссии предусматривалась оптимизация процедур валютного контроля при экспорте не сырьевых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, в том числе:
• исключение требования об оформлении для учета валютных операций паспорта сделки по договорам, сумма которых составляет менее 20 тыс. долларов США в эквиваленте;
• исключение требования о представлении паспортов сделок в таможенные органы при декларировании товаров - при сохранении требования об указании номера паспорта сделки в Таможенной декларации;
• организация передачи в ФТС России уполномоченными банками оформленных паспортов сделок в электронном виде в режиме реального времени.

На этой Комиссии так же было предложено внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью снизить ответственность за малозначительные нарушения требований о зачислении выручки от экспорта товаров на банковские счета и установить дифференцированный размер санкций.

Реализация указанных мер создаст четкую правовую основу для упрощения таможенных процедур при экспорте высокотехнологичной продукции из Российской Федерации.

Хочется отметить, что не все брокерские таможенные службы, а по новому - таможенные представители будут с лёгкостью проводить таможенную очистку. Хотя нет, с 1 июля 2010 года и этот термин будет изменён на «выполнение таможенных формальностей». ФТС РФ для этих целей специально подготовила "Памятку" терминов. В "Памятке" дан перечень статей ТК России, которые не применяются. Также обращено внимание на изменение терминологии в соответствии с ТК ТС: "таможенное декларирование" вместо "декларирование", "таможенная процедура" вместо "таможенный режим", "регистрация таможенной декларации" вместо "принятие таможенной декларации" и другие.

Концепция ФТС РФ и ЦТУ предписывает перемещение Таможенных постов в самом ближайшем будущем именно в логистические парки Московской области, как это было частично сделано при тотальном выводе таможенных постов в первом квартале 2009 года из Москвы.
«SLG»


Федеральным законом от 02.06.2010 № 114-ФЗ Россия ратифицировала Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.
Незадолго до этого протоколом от 16.04.2010 в Таможенный кодекс Таможенного союза были внесены изменения. Остановимся на существенных моментах нового Таможенного кодекса Таможенного Союза, откорректированного протоколом.

Основы нормативного регулирования в Таможенном союзе установлены ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Прежняя редакция ч. 2 ст. 1 ТК ТС гласила, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - законодательством государств - членов ТС. Такая формулировка не определяла четких границ между союзным и национальным законодательством, а лишь намекала на приоритетность международного законодательства. Этот недочет устранен. Теперь согласно ч. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - исходя из законодательства государств - членов ТС, но только до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС.

Для уполномоченных экономических операторов подкорректировали положения о внесении обеспечении.

Напомним, что уполномоченные экономические операторы - это новый для России институт. Таковыми согласно ст. 38 ТК ТС признаются юрлица, которым разрешено использовать упрощенные процедуры (хранить товар на своем складе, выпускать товар до подачи ГТД и проч.), перечисленные в ст. 41 ТК ТС.

Итак, исходя из прежней редакции подп. 1 ст. 39 ТК ТС для получения льгот по таможенному оформлению уполномоченные экономические операторы обязаны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро.

Такая формулировка допускает различные трактовки. Например, одни считали, что обеспечение должно быть не менее 1 млн евро, но может быть и больше, если сама страна - участница Союза это установит.

Подобное разночтение устранено. Теперь в ст. 39 ТК ТС четко сказано, что уполномоченный экономический оператор обязан предоставить обеспечение на сумму, эквивалентную 1 млн. евро.

Кроме того, из общего правила предусмотрено исключение. Согласно дополнению к ст. 39 ТК ТС экспортеры товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при соответствии критериям, определенным решением Комиссии ТС, должны предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 000 евро.

Вопросы определения страны происхождения товаров отданы на откуп национальным законодательствам. Прежняя редакция ч. 3 ст. 58 ТК ТС гласила, что страна происхождения товаров определяется на основании международных договоров государств - членов ТС, регулирующих правила определения страны происхождения товаров. С этой целью были подписаны соглашения между правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров" и от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран".

Однако в соответствии с новой редакцией указанной нормы страна товаров, происходящих с территории государства - члена ТС, определяется по законодательству такого государства - члена ТС, если иное не установлено международными договорами.

Иными словами, если товар происходит с территории страны - участницы ТС, то страна его происхождения определяется законодательством этого государства. Если товар иностранный, страна его происхождения определяется на основании подписанных международных соглашений.

При ввозе товаров на территорию ТС их таможенная стоимость определяется в соответствии с договором стран-участниц. А вот при вывозе - по законодательству государства - члена ТС, таможенным органом которого выпущены товары (ч. 1 ст. 64 ТК ТС).

Выпуск товара в данном случае сформулирован как законченное действие, в то время как таможенная стоимость определяется до выпуска. Налицо противоречие.

Кроме того, что считать выпускающим таможенным органом? Таможню, оформившую транзит на границе, или внутреннюю таможню другого государства, которая осуществляет основное оформление?

В этот пункт внесено уточнение: теперь таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Авансовые платежи.

Этот понятный и привычный институт также был изменен. Согласно прежней редакции ч. 1 ст. 73 ТК ТС авансовыми платежами признавались денежные средства, уплаченные и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов ТС.

Теперь авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов ТС. Иными словами, авансовые платежи возможны только при вывозе товаров.
«Экономика и жизнь»


Формально вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (ТС). Однако ни бизнесмены, ни чиновники не имеют четких представлений о работе нового таможенного законодательства. Главной новостью стало заявление Минэкономразвития (МЭР) о том, что принятие нового закона о таможенном регулировании в РФ откладывается с лета на осень. В итоге усиливаются риски правовой неразберихи и чиновничьего произвола на местах. Независимые эксперты подтверждают: ситуация с Таможенным союзом настолько туманна, что до сих пор непонятно, что именно вступает в силу.

Основная цель кодекса - создание Единого экономического пространства РФ с соседними странами и упрощение таможенного контроля. В Москве прошла конференция, на которой чиновники обещали разъяснить основные положения нового таможенного законодательства и рассказать о возможных путях преодоления организационных сбоев в связи с началом работы Таможенного союза. Однако разъяснений и объяснений предприниматели так и не получили. Более того, почти каждое заявление представителей власти бизнесмены воспринимали как самую неожиданную новость.

Так, заявление замминистра экономического развития Андрея Слепнева о переносе сроков принятия нового закона о таможенном регулировании РФ на осень 2010 года оказалось полной неожиданностью для членов комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по торгово-таможенной политике. "Мы исходим из того, что в новый таможенный закон будут внесены дополнения, которые будут связаны с практикой ТС", - сообщил Слепнев. Пока закон не будет принят, предполагается применять "как старую систему подготовки и оформления документов, так и новую". Причем замглавы ведомства Эльвиры Набиуллиной уверен, "что такой подход удобен всем операторам Таможенного союза". "В законе о таможенном регулировании много юридических неточностей, поэтому действительно было принято решение его доработать. Также мы пришли к выводу, что нам все равно придется оставить какую-то часть действующего Таможенного кодекса РФ, хотя по первоначальной идее принимаемый закон должен был бы полностью его отменить", - добавляет замглавы Федеральной таможенной службы Сергей Шохин.

Вокруг Таможенного союза слишком много тумана, напускаемого в основном самими представителями власти, уверены предприниматели. Как рассказал председатель комитета РСПП по торгово-таможенной политике, Алексей Мордашов, часто предприниматели банально не успевают уложиться в те жесткие сроки (иногда речь идет об одном дне), которые назначаются чиновниками для экспертного обсуждения и улучшения тех или иных норм. "Таможенный союз формируется сегодня без того участия представителей бизнеса (РСПП, в частности), которое необходимо для улучшения качества законодательных актов. В результате мы имеем много вопросов", - говорит Мордашов.

Тревожные ожидания звучат и с казахской стороны. В связи со вступлением в Таможенный союз в Казахстане будет отменен упрощенный порядок таможенного оформления товаров для физических лиц. "Пока сложно сказать, как изменятся доходы, расходы и издержки. Даже комиссии ТС не совсем понятно, как будет работать этот механизм", - говорит эксперт казахского Института политических решений Галина Нахманович. Казахские аналитики уверены: скоро челночно-рыночная торговля, барахолки в Казахстане уйдут в прошлое.

Если же такие опасения соседей подтвердятся, то не исключено, что образовавшийся товарный дефицит заполнят российские поставщики.

Опрошенные эксперты разъясняют, что большая часть налоговых пошлин ТС формировалась на основе действующих российских таможенных тарифов. Поэтому рядовые россияне практически не почувствуют никаких изменений от вступления в силу ТС. Если же говорить о предприятиях, то в России может усилиться конкуренция в нише сельхозпроизводителей. Вместе с тем ТС открывает новые возможности для металлургического сектора, горнорудные ресурсы Казахстана станут доступнее для российских металлургов. Не исключено, что ТС даст толчок для развития в России инновационного производства. Производители Казахстана, в свою очередь, получат возможность диверсифицировать инвестиции. Серьезных изменений размера импортных пошлин в России не произошло - изменились ставки менее чем на 20% товаров. Перечень товаров, таможенные ставки на которые остались неизменны, весьма широк - от алкоголя и сигарет до иномарок. Конечно, цены на некоторые товары изменятся. Например, подорожает одежда из нижнего ценового сегмента. Для того чтобы защититься от кутюрье из Турции и Китая, и были повышены таможенные ставки для такого сегмента товаров. Но зато должна немного подешеветь одежда среднего и верхнего ценовых сегментов. Логично ожидать некоторого снижения цен на отдельные виды бытовой техники - в частности, утюги, пылесосы, тостеры, электроплиты. Стоит также отметить ожидаемое повышение цен на большую часть видов мяса за исключением социальных сортов свинины и птицы.

При этом независимые эксперты тоже отмечают большие проблемы как с пониманием российским рынком происходящих в связи с Таможенным союзом процессов, так и с недостаточной активностью власти разъяснять все туманные моменты. Детали нового таможенного режима неизвестны и непонятны многим предпринимателям по той причине, что просто невозможно было проводить массированную разъяснительную работу, так как большинство конкретизирующих соглашений были приняты в последние два месяца, а в Белоруссии до сих пор нет ясности с принятием кодекса. В настоящее время царит полный туман как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государственных органов, которые должны были создать нормативно-правовую базу ТС.

Итог таков: эксперты ожидают в самое ближайшее время неразбериху и расцвет чиновничьего произвола на всех уровнях - от рядовых таможенников до нормотворцев. "Независимая газета"


С 1 июля вступают в силу два решения комиссии таможенного союза ЕврАзЭС: "Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе" и "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе".

Решениями Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС регулируются порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе и территории таможенного союза и утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
«TKS.RU»


Федеральная таможенная служба (ФТС) разработала поправки в Уголовный кодекс (УК) и в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), приводящие эти документы в соответствие с законодательством создаваемого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Поскольку унификация наказания на территорию трех стран отложена на неопределенный срок, предлагаемые ФТС изменения носят в основном косметический характер. Обратите внимание на редакцию части 2 ст.16.2 КоАП: "Заявление...при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименовании страны происхождения, таможенной стоимости...". Таким образом, если сегодня, с учетом позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, при заявлении в ГТД неверного кода и более-менее достоверного описания товара, можно избежать ответственности, то по новому закону, это, не получится. Вот вам и косметический характер.
«VCH.RU»


В связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза с 1 июля 2010 года, существенным изменениям подвергнутся условия помещения под таможенную процедуру таможенного транзита. Если в настоящее время таможенные органы могут на основе анализа возникающих рисков не требовать в отношении отдельных категорий товаров предоставления обеспечения при внутреннем таможенном транзите, то с 1 июля 2010 года таможенный орган не вправе освобождать перевозчиков от предоставления такого обеспечения (гарантийных сертификатов) при транзите любых категорий иностранных товаров.
«РИА-Новости»


С 1 июля 2010 года увеличивается срок пост контроля со стороны таможенных органов. Если с 2004 года срок постконтроля составлял 1 год, то теперь он увеличивается до 3 лет. При этом Кодекс таможенного союза позволяет на уровне Государств в составе союза увеличивать этот срок до 5 лет.
«ФТС России»


Обратите внимание на "принцип резидентства", установленный в переходных положениях ТК ТС, а именно на пункт 1 статьи 368 согласно которому "До вступления в силу международного договора государств - членов таможенного союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории таможенного союза: декларация на товары подается таможенному органу государства - члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано (...) лицо, являющееся декларантом товаров...". Другими словами Российский резидент не имеет права растаможить товар в Казахии, через казахского брокера.
«РИА-Новости»


Правительство утвердило план мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с выдачей специального разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. Предусматривается разделение процедур принятия решения о выдаче и непосредственной выдачи специального разрешения на проезд транспортного средства, осуществляющего международную автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, уполномоченными организациями.
«РИА-Новости»


С 1 января 2011 года на территорию ЕС к оформлению таможенных формальностей будут допущены только те грузы, на которые своевременно будет подана декларация о ввозимом грузе. В соответствии с Постановлением Европейского Парламента и Совета (поправки к Таможенному кодексу ЕС) и Постановлением Комиссии (поправки к положениям по применению Таможенного кодекса ЕС) все грузы, которые планируется ввозить на территорию ЕС, подлежат анализу рисков на предмет их безопасности еще до того, как груз будет ввезен на территорию ЕС. Для этого в таможенные органы той страны, куда планируется ввозить груз, необходимо подать определенные данные - так называемую декларацию о ввозимом грузе (entry summary declaration). Объем необходимых данных, а также время подачи декларации зависит от вида транспортировки груза. В случае перевозки груза автотранспортом такая декларация должна быть подана как минимум за 1 час до его ввоза на территорию ЕС, в случае железнодорожных перевозок - за 2 часа, при авиаперевозках - еще до фактического отлета самолета (при длительных рейсах - как минимум за 4 часа до прилета самолета в ЕС). При перевозках груза морским транспортом время подачи декларации варьируется в зависимости от груза и маршрута - от 2 часов до фактического прибытия в первый порт на территории ЕС до 24 часов перед погрузкой груза на корабль. Подать эти данные можно только в электронном виде, используя Систему контроля импорта или Систему контроля транзита.
«ФТС России»






  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2025
Rambler's Top100