русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
E-mail: info@customs-advocate.ru 
 новости       

 последние новости       

21.02.2026
ЦБ РФ достиг компромисса с Минфином по вопросу ограничений на вывоз золота физлицами
далее...

20.02.2026
Владимир Путин поручил контролировать заключение под стражу лиц по «экономическим» преступлениям
Выступая на совещании судей, он попросил ВС РФ на особом контроле держать вопрос об обоснованности применения данной меры пресечения в отношении обвиняемых в совершении преступления в ходе предпринимательской и иной экономической деятельности далее...


12.02.2019
«Агора»: Тренд ужесточения преследования интернет-пользователей сохраняется

Юристы прокомментировали «АГ» доклад правозащитной группы, посвященный ограничению свободы слова в интернете в России

Один из авторов доклада, юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов полагает, что повальное применение ст. 282 УК РФ объяснимо тем, что из всех антиэкстремистских статей у нее самая широкая диспозиция, которая оставляет очень много простора для «творчества» следователей. Один из экспертов «АГ» согласился с выводом исследования о том, что регулирование интернета становится все более широким, жестким и запретительным. По мнению другого, российские власти стремятся к расширению внесудебного порядка блокировки нежелательной информации.

5 февраля Международная правозащитная группа «Агора» представила доклад «Свобода интернета – 2018: делегирование репрессий», посвященный проблемам свободы слова в интернет-пространстве.

Согласно исследованию, в прошлом году международные правозащитные организации наблюдали дальнейшее ужесточение интернет-цензуры и ухудшение положения журналистов в РФ. Так, в индексе свободы прессы, публикуемом ресурсом «Репортеры без границ», Россия вновь заняла 148 место в списке из 180 стран. Исходя из ежегодного доклада «Freedom on the Net 2018: The Rise of Digital Authoritarianism», подготовленного НПО Freedom House, Россия четвертый год подряд остается в группе 19 стран с несвободным интернетом. Эксперты этой организации, в частности, отметили роль русских хакеров в распространении фейковых новостей, а также усилия российского правительства в продвижении концепции цифрового суверенитета – наиболее ярким примером этой эволюции является попытка блокировки Telegram, которая, по мнению разработчиков доклада, продемонстрировала существование сильного общественного запроса на свободный от цензуры и слежки интернет.

Доклад зафиксировал значительное увеличение числа субъектов РФ, в которых интернет-пользователи сталкивались с серьезным давлением. Так, в прошлом году количество проблемных регионов составило уже 41 (в 2017 г.  их было 26), в их число в очередной раз вошел Крым. По мнению авторов исследования, в ряде регионов резко увеличилось общее число отдельных ограничений или же в них были зафиксированы случаи насилия, а также вынесение приговоров к реальному лишению свободы за онлайн-активность.  Относительное улучшение ситуации отмечено лишь в девяти регионах. При этом отмечено, что механизмы цензуры становятся все более изощренными: так, арбитражный суд г. Санкт-Петербурга рассматривал дело относительно запрета интернет-публикаций по заявлению Банка ВТБ без ответчиков, а через два дня после поступления материалов суд вынес определение об обеспечительных мерах.

Авторы исследования отметили в качестве важного документа, обладающего потенциалом изменения сложившейся правоприменительной практики, Постановление ВС РФ № 78-КГ17-101 от 20 апреля 2018 г. Согласно указанному судебному акту при рассмотрении дел о запрете информации в интернете необходимо привлекать авторов размещенной информации или владельцев сайтов. Также упомянут факт появления 20 сентября 2018 г. новой редакции Постановления Пленума ВС РФ о судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности. Кроме того, отмечен пакет поправок, вводящих административную преюдицию по делам о возбуждении вражды.

Однако, несмотря на смягчение уголовного преследования по ст. 282 УК РФ, авторы доклада полагают, что общий тренд ужесточения преследования интернет-пользователей сохраняется. Так, число случаев уголовного преследования и количество реальных сроков за интернет-активность сократились незначительно: до 384 и 45 соответственно (в 2017 г. эти показатели составили 411 и 48). «Обвинения в экстремизме – по-прежнему наиболее массовый инструмент уголовно-правового давления. Из 45 приговоров к реальному лишению свободы за выражение мнения онлайн в 2018 г. лишь один не был связан с антиэкстремистскими статьями УК», – отмечено в документе.

По данным исследования, в прошлом году к реальному лишению свободы были приговорены около 19 пользователей «ВКонтакте», по 2 пользователя YouTube и Telegram и по 1 – Facebook и «Одноклассников». Также отмечено, что в отношении трех интернет-пользователей уголовное преследование было прекращено, при этом уголовные дела прекращались не только по ч. 1 ст. 282 УК РФ, но и по ст. 280 УК РФ – так, ранее «АГ» писала о том, что ФСБ прекратило уголовное дело в отношении хакасской активистки Лидии Баиновой. Разработчики доклада упомянули и Постановление ЕСПЧ по делу «Терентьев против России» – первое касающееся уголовного преследования по ст. 282 УК РФ за публикации в интернете. 

Среди ключевых выводов исследования «Агоры» отмечены следующие:

  • прошедший год свидетельствует о фундаментальном повороте государственной политики в сфере интернета в попытке установить контроль над крупными субъектами, имеющими доступ к информации о пользователях и реальную возможность ограничивать распространение информации; 
  • российские власти надеются контролировать интернет, вынудив к сотрудничеству крупные сервисы и монополизируя рынок доступа в интернет;
  • давление на глобальные платформы явно усиливается, а время бесконечных уговоров и торговли подходит к концу;
  • делегирование полицейских и цензорских функций частным игрокам не только минимизирует ущерб репутации, но и, очевидно, более оправданно с точки зрения расходования ресурсов и эффективности контроля.

Авторы исследования прогнозируют всплеск судебных разбирательств пользователей с интернет-сервисами, в которых предметом спора будет защита базовых прав и свобод, прежде всего – права на уважение частной жизни и свободу слова. «С другой стороны, ополчившись на сервисы, российские власти фактически подтвердили, что не могут полностью их контролировать и зависят от позиции частных компаний. Это повышает их влиятельность и важность гражданской поддержки тех из них, кто демонстрирует нелояльность, а в политических спорах с государством выступает на стороне пользователей», – отмечено в докладе.

В комментарии «АГ» соавтор исследования, юрист Международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов отметил, что повальное применение ст. 282 УК РФ объяснимо тем, что из всех антиэкстремистских статей у нее самая широкая диспозиция, которая оставляет очень много простора для «творчества» следователей. «Она дает возможность наказать практически за любое критическое высказывание в адрес власти, по сравнению с ней ст. 280 УК РФ требует установления большего числа обстоятельств: в том числе, призыв – это такая специфическая лингвистическая конструкция, которую нужно еще доказать», – отметил Дамир Гайнутдинов.

Старший юрист Юридической фирмы «Максима Лигал» Максим Али выразил согласие с основным выводом доклада о том, что регулирование интернета становится все более широким, жестким и запретительным. «Одним из самых интересных выводов является то, что в госрегулировании сети произошел фундаментальный поворот – фокус внимания властей сместился на контроль за крупными субъектами интернет-бизнеса, которым будет предоставлен следующий выбор: подчиняться требованиям или подвергнуться блокировке, – считает эксперт. – Лишь время покажет, сбудется ли данный прогноз и будет ли новый виток регулирования эффективным».

По мнению Максима Али, в настоящее время отчасти указанную гипотезу подтверждает тенденция внесения серии поправок в КоАП РФ – за многие интернет-нарушения вводятся колоссально высокие штрафы, которые нередко выше денежных санкций за нарушения, угрожающие здоровью или жизни людей.

Ведущий юрист Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Михаил Хохолков считает, что одновременно с введением новой категории запрещенной информации добавляются и основания для блокировки ресурсов в интернете. «Если обратиться к более ранним докладам “Агоры”, можно проследить, как “перебираются” инструменты регулирования интернета. Сначала, увеличивая ответственность пользователей, в традиционные уголовные составы добавляется особый квалифицирующий признак “с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в сети “Интернет”)”. Затем вводятся различные реестры запрещенной информации, куда попадают материалы, признанные судом запрещенными к распространению», – отметил юрист.

Теперь же, по мнению эксперта, тенденция блокировок направлена на внесудебное делегирование, поскольку блокировка в судебном порядке – достаточно длительный процесс, а распространение нежелательной информации нужно пресекать практически моментально, ибо чем дольше «живет» пост, тем сложнее его блокировать.

«Привлечение к ответственности пользователей за распространение запрещенного контента показало свою неэффективность. Не думаю, что цель сводилась к увеличению обвинительных приговоров, ведь нужен был контроль над контентом, а не количество “информационных уголовников”. Поэтому переход к внесудебным блокировкам фоном снижает и количество уголовных дел, связанных с распространением информации, что также подтверждает исследование “Агоры”», – полагает Михаил Хохолков.
12 Февраля 2019, «АГ»,  Марина Нагорная, Зинаида Павлова






  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2026
Rambler's Top100