Госдума приняла во втором чтении законопроект "О таможенном регулировании в РФ", заменяющий внутренний Таможенный кодекс РФ. 600-страничный документ о новых правилах внешней торговли принят с опозданием на полгода и вступит в силу под Новый год. Закон "О таможенном регулировании в РФ" должен был вступить в силу еще 1 июля 2010 года - вместе с запуском единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Документ необходим для расшифровки 300 отсылочных норм, содержащихся в так называемом верхнем Таможенном кодексе Таможенного союза (ТКТС), и для установления правил регулирования в этой сфере, переданных на национальный уровень. Как писал "Ъ", из-за ведомственных разногласий принятие закона сильно затянулось. Так, споры при втором чтении вызывала норма, по которой ФТС предлагалось согласовывать с Минэкономики большую часть своих нормативных актов. Чтобы избежать этого, таможня согласилась на включение основной части норм, которые Минэкономики хотело согласовывать, в текст закона.
Среди важных для бизнеса новаций закона - введение института уполномоченного экономического оператора. Ими могут стать особо надежные, с точки зрения ФТС, участники внешней торговли. Преимущества особого статуса - упрощение таможенного оформления, в частности - "уполномоченные" смогут выпускать товары до подачи декларации и доставлять импортируемые грузы сразу на свои площади без их помещения на склады временного хранения. Как ранее заявлял глава ФТС Андрей Бельянинов, статус уполномоченных смогут получить, "может быть, полтора-два десятка компаний". Неофициально таможенники признаются, что они не в восторге от появления категории избранных компаний, но с новацией ФТС не спорила - она предусмотрена ТКТС.
Еще одно новшество второго чтения - поднятие полномочий по определению порядка создания и ликвидации таможенных постов с уровня ФТС на уровень правительства РФ. По замыслу Минэкономики это должно уберечь бизнес от внезапной ликвидации постов и следующих за этим логистических проблем - подобное в 2010 году произошло на Северо-Западе. В закон не вошло и требование ФТС о представлении таможенных деклараций исключительно в электронном виде уже с 1 января 2011 года (эта норма заработает не ранее 2014 года).
На отдельное голосование было вынесено несколько поправок, по которым ведомства определялись до последнего момента. Это, в частности, порядок участия объединений бизнеса в процессе регулирования таможенной деятельности. Как пояснил на заседании заместитель главы Минэкономики Андрей Слепнев, спор шел о том, какое ведомство установит порядок консультаций ФТС с такими объединениями. В итоге решено, что это сделает сама ФТС по согласованию с организациями, которые правительство определит в качестве представителей участников внешней торговли. "Ранее нормы об участии общественных организаций в этом процессе не было, и это один из положительных моментов закона",- пояснил представлявший проект зампред бюджетного комитета Госдумы Александр Коган.
Среди отрицательных моментов - продление таможенного постконтоля ввезенных товаров. Упраздняемый ТК РФ предусматривает, что таможенный контроль товаров после их выпуска может осуществляться органами ФТС еще в течение года. ТКТС увеличивает этот срок до трех лет с возможностью для государств-членов союза сделать его еще более длительным. Закон о таможенном регулировании установил трехлетний срок постконтроля. Еще одна неоднозначная для бизнеса новость - расширение полномочий таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией. Статьей 308 закона им дается право без заявления правообладателя на срок до семи дней приостанавливать ввоз любых товаров, помеченных товарными знаками, не внесенными в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (режим ex officio в международной терминологии). Подобного права таможня безуспешно добивалась много лет - принятие этой статьи также стало возможным благодаря общей норме, появившейся в тексте союзного Таможенного кодекса.
Закон вступит в силу спустя месяц после его официального опубликования. Предположительно это произойдет в конце декабря 2010 - начале января 2011 года.
«Коммерсантъ»
|