Россия, Беларусь и Казахстан в рамках Таможенного союза с 1 января 2010 года снижают таможенные пошлины на импорт целого ряда транспортных средств и их компонентов, бытовой техники и электроники.
Так, например, ставки на импорт посудомоечных машин, кондиционеров и сплит-систем будут обнулены. В соответствии с действующим в России до 31 декабря таможенным тарифом, пошлина на данный вид товаров составляет 15%. Импортные ставки для крупной бытовой техники - холодильники (20%) и стиральные машины (15%) - остались без изменений. Снижены ставки на импорт необработанных полудрагоценных камней, закреплены постоянные нулевые пошлины на микропроцессоры, ввозимые на территорию Таможенного союза. Не изменятся и пошлины на ввоз сотовых телефонов, наушников, микрофонов, магнитол, диктофонов и флеш-карт.
С 1 января 2010 года уполномоченные государственные органы исполнительной власти Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации начнут осуществлять выдачу лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров в соответствии с соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года. Разрешение на вывоз или ввоз на территорию таможенного союза озоноразрушающих веществ, опасных отходов, ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, необходимо будет получать в Ростехнадзоре. В Росприроднадзоре можно будет получить разрешения на вывоз или ввоз на территорию таможенного союза коллекций и предметов коллекционирования по минералогии, палеонтологии, дикорастущее лекарственное сырье растительного происхождения (растения, части растений, семена, плоды); дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения; виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных, включенных в Красные книги Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации; виды минерального сырья; информацию о недрах.
Импортерам табачной продукции предстоит перейти на акцизные марки нового образца до 31 декабря 2010 года, следует из проекта постановления правительства, подготовленного ФТС. Стоимость марок предполагается увеличить вдвое, до 150 руб. за 1 тыс. штук. Проект постановления, подготовленный ФТС, был направлен на межведомственное согласование. В проекте говорится, что нынешний вид акцизных марок для импортных сигарет, табака, включая табак для кальяна, сигар, сигарилл и другой табачной продукции, будет видоизменен: наряду с гербом РФ на марке появится изображение табачного листа (для каждого вида продукции предусмотрен свой вариант марки). Предполагается, что ввоз пачек сигарет, обклеенных старых марками, будет разрешен до 31 декабря 2010 года. Старые марки будут выдаваться до 1 июня будущего года, но прием заявлений от компаний на получение таких марок ФТС предлагает прекратить уже 26 декабря, с этой даты вступает в силу техрегламент на табачную продукцию.
"Коммерсантъ"
Пошлины для физических лиц в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана будут установлены отдельным соглашением. Должно быть подписано отдельное соглашение по физическим лицам, в котором будут установлены единые правила по ввозу алкогольной продукции, табачных изделий, ограничения по весу ввозимой продукции, в том числе по легковым автомобилям и бытовой технике.
"Белта"
НОВОСТИ ВЭД
Федеральная таможенная служба (ФТС) России в целях пополнения государственного бюджета развернула наступление на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по всем фронтам, точнее - по всем границам. Особое внимание обращено на импорт из Китая: ужесточение процедур в отношении товаров из Поднебесной не только сулит наибольший прирост сборов, но и выгодно в политическом отношении - для поддержки отечественного производителя.
Старый анекдот о том, что после общения с таможенниками люди начинают хорошо относиться к гаишникам, все чаще звучит, как можно с уверенностью предположить, на российско-китайской границе и на внутренних таможнях России во время оформления прибывших из Китая грузов. Объяснение этому простое: с начала нынешнего года ФТС ужесточила практику досмотра импортируемых из КНР товаров, а также усилила контроль над их таможенной стоимостью - базой, исходя из которой рассчитывается сумма причитающихся бюджету платежей.
Типичная для нынешних дней ситуация - товар, приобретенный за два доллара, "дорожает" на таможне до пяти - пример той самой корректировки таможенной стоимости, которая сегодня является самым главным и часто применяемым инструментом ФТС в борьбе за повышение объемов платежей, собираемых с участников ВЭД. Применяется такая корректировка, разумеется, не только в отношении товаров из Китая, но и вообще для любых перемещаемых через границу ценностей.
"ChinaPro"
В августе Министерство финансов РФ понизило для таможенников план по перечислению средств в бюджет на 9% - с 3,472 трлн. руб. до 3,17 трлн. Для тех, кто знаком с бюджетным процессом и позицией Минфина по увеличению расходов, по претворению в жизнь инициатив, которые приводят к снижению доходной части казны, по понижению планки для ФТС и Федеральной налоговой службы, ясно, что 9% - величина в масштабах страны поистине огромная. Согласиться с подобным сокращением Минфин мог либо при подавляющем превосходстве ФТС в административном ресурсе, а такого превосходства у таможенников нет, либо в том случае, если выполнить задание действительно невозможно. Второй тезис кажется более правдоподобным. Падение импорта оказалось больше заложенного в правительственные макроэкономические прогнозы, а начавший оживать в середине года экспорт сырьевых ресурсов пока дыру от импорта компенсировать не в состоянии. В этой связи становится понятным, почему лето 2009 года никак нельзя назвать для российской таможни мертвым сезоном. Инициативы ФТС по увеличению фискальной нагрузки следуют с такой скоростью, что общественность не успевает разобраться с одной, как уже поступает другая.
Например, ФТС предложила отменить ряд вычетов при определении таможенной стоимости экспортируемых из России товаров. В настоящее время экспортеры имеют право при определении базы для начисления пошлин вычитать из стоимости своей продукции расходы по перевозке, а также налоги и сборы, устанавливаемые как в России, так и в стране назначения товара - во избежание двойного налогообложения. Таможенники полагают необходимым включить в базу для расчета затраты на транспортировку и ряд налогов, что обойдется участникам ВЭД более чем в 2 млрд. руб. в год.
Другая идея касается транспортных компаний. ФТС предложила обязать перевозчиков, будь то авиационные, железнодорожные, автомобильные или судоходные компании, заранее - минимум за час - уведомлять таможню об объемах и характере перемещаемого груза. Предложение продиктовано если не отчаянием, то, по крайней мере, сильной необходимостью, о чем говорит хотя бы следующий факт. ОАО "Российские железные дороги" заявило о технической невозможности выполнить данное требование в силу того, что железнодорожники не занимаются транспортировкой груза по всей цепочке - от отправителя в стране происхождения товара до получателя в России, - а принимают его на границе от своих зарубежных коллег. И если коллеги РЖД из других стран не сочтут нужным предоставить детальную информацию об отправляемом грузе, а такой обязанности у них нет, то компания ничем помочь ФТС не сможет. Однако, несмотря на столь очевидную причину невыполнимости своей задумки, таможенники все же добиваются внесения поправок в законодательство, которые позволят претворить идею в жизнь. Видимо, таможенной службе просто деваться некуда.
Есть и ряд других инициатив, направленных так или иначе на ужесточение требований к участникам ВЭД, которые таможня активно лоббирует в правительстве и Государственной думе. Какие из них будут в итоге реализованы на практике, сказать сложно, но для понимания ситуации это и не столь важно, главное - видеть общую тенденцию: ФТС пытается всеми силами выжать из торговли хоть какие-то дополнительные деньги.
"ChinaPro"
Центральный банк РФ намерен исключить Кипр из списка оффшорных зон. Как сообщает газета "Коммерсантъ", исключение Кипра из числа оффшоров связано с тем, что в апреле Россия и Кипр парафировали протокол к соглашению об избежание двойного налогообложения, призванный ограничить злоупотребления при уплате налогов.
Одновременно ЦБ намерен перевести Черногорию из третьей в первую группу оффшоров. Для стран первой группы не требуется дополнительного резервирования на возможные потери по операциям. При работе с банками из стран второй и третьей группы необходимо резервирование в размере 25% и 50% соответственно, также предъявляются дополнительные требования по капиталу, наличию аудиторских заключений.
Соответствующие изменения ЦБ планирует внести в Указание от 07.08.2003 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)».
www.klerk.ru
Бизнес не получит никаких компенсаций за повышение налоговой нагрузки в связи с заменой ЕСН страховыми взносами во внебюджетные фонды. Об этом сообщил статс-секретарь, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. «У нас уже очень много было предварительных компенсаций - даже до того момента, как были повышены ставки», - цитирует «РИА Новости».
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Михаил Капура выступил с инициативой установления парламентского контроля над деятельностью правоохранительных органов. Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, Капура отметил, что такая форма существует во всех развитых странах: "У нас даже прокурорский контроль практически потерял свою силу. Вообще к вопросу контроля над деятельностью правоохранительных органов надо подходить системно. Парламентский контроль должен быть элементом общего контроля. Сам по себе он вряд ли что-то изменит".
На прошлой неделе на сайте управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве опубликован отчет о результатах проверок соблюдения налогового законодательства. Из него следует, что при проведении 4202 выездных проверок компаний в октябре в 4182 случаях налоговики «выявили нарушения». Это означает, что компаниям были доначислены налоги, пени и штрафы. Это означает, что результативность налоговых проверок приближается к 100%.
Столь высокую эффективность проверок можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, реализуются положения принятой ФНС в мае 2007 года концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Там были прописаны критерии, используемые для отбора компаний на проверку. В частности, посещение инспектора было гарантировано убыточным фирмам, компаниям, подающим много «уточненок» и еще к тем, что требуют к возврату значительные суммы НДС.
Но есть и другая сторона дела. По-прежнему одной из основных задач налоговых инспекторов является пополнение бюджета. И нерезультативная проверка, с точки зрения вышестоящих налоговых органов, может быть воспринята либо как отсутствие достаточной компетенции проверяющих, либо как наличие в их действиях коррупционной составляющей, пояснил замдиректора департамента аудита и налогового консультирования МЦФЭР-консалтинг Александр Беличко. «Так было во все времена, и трудно найти в практике компании хотя бы один «чистый» акт по итогам проверки: какое-нибудь нарушение чиновники всегда выявят», - говорит Дмитрий Рувинский, директор отдела налогообложения компании «Грант Торнтон». Правда, суммы доначислений по результатам контрольных мероприятий чаще всего незначительны, знает Александр Беличко: «С учетом штрафных санкций и пени они не превышают 20 тыс. рублей».
«В последнее время налоговики не утруждают себя подготовкой достаточной доказательственной базы, - говорит ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Елена Скатерная. «Основаниями для доначислений зачастую являются формальные результаты встречных проверок контрагентов налогоплательщика или недочеты в первичных документах». Наличие недоимки на лицевых счетах компаний-партнеров или же субъективное мнение инспекторов об экономической целесообразности сделок также являются основанием для доначисления налогов и, как правило, последующей судебной тяжбы.
Досудебных арестов по налоговым преступлениям быть не должно. Об этом заявил депутат Госдумы, «единорос» Андрей Макаров. «Я считаю, необходимо сделать две поправки: исключить возможность досудебного ареста по делам о налоговых и экономических преступлениях. Это поправка в Уголовно-процессуальный кодекс», - цитирует «Интерфакс».
«Второй вопрос - исключить возможность осуждения, признания виновным, привлечения лиц к уголовной ответственности, если в отношении них есть решение суда общей юрисдикции или налоговой службы о том, что он не совершал налоговые преступления», - продолжил депутат. «Если говорят, что решение получено за взятку, посадите сначала того, кто получил взятку, а не того, кто дал».
Кроме того, А. Макаров выступает за декриминализацию сферы налоговых правоотношений. По его мнению, это сфера административных отношений. «Сфера, в которой налогоплательщик и государство ведут цивилизованный спор в рамках административного процесса», - сказал он. Уголовная ответственность, по его словам, должна наступать только в том случае, если налогоплательщик «не просто не уплатил налоги, а умышленно уклонился и хотел нанести ущерб государству».
http://www.akdi.ru/
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
"Мы сейчас усиливаем таможенное администрирование, проводим большое число проверочных мероприятий, например, в подмосковных таможнях, в Балтийской, Санкт-Петербургской таможенных службах. Кроме того, активизируем инспекторскую деятельность. Проверочные мероприятия и усиление контроля будут продолжаться, чтобы улучшить ситуацию по сбору таможенных платежей в бюджет", - прямо заявил в интервью начальник Управления федеральных таможенных доходов и таможенного регулирования ФТС Борис Шкуркин.
"Таможенный союз - это очень выгодно, это примерно то, что было в СССР. Никто республикам не мешал торговать. Мы на базе рыночной экономики возвращаемся к огромному единому экономическому пространству", - сказал Лукашенко журналистам в Минске, посещая одно из минских предприятий. Он сказал, что Таможенный союз немножко улучшит ситуацию по сравнению с нынешней, и это Белоруссию более всего интересует, передает РИА Новости.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Суд признал недействительным требование таможни об уплате ООО таможенных платежей, доначисленных в связи с корректировкой стоимости импортируемых товаров по шестому (резервному методу), поскольку таможней не подтверждена невозможность использования документов, представленных ООО в ходе таможенного оформления в обоснование определения таможенной стоимости товара по первому методу (по цене сделки с ввозимыми товарами). (Постановление ФАС от 2 октября 2009 г. по делу N А56-41116/2008)
Таможня неправомерно привлекла ОАО к административной ответственности за сообщение недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании товара, ввезенного обществом на территорию РФ железнодорожным транспортом, поскольку погрузка опломбированного контейнера на железнодорожную платформу осуществлялась грузоотправителем без участия ОАО, у которого отсутствовала реальная возможность убедиться в достоверности сведений, указанных в товарораспорядительных документах.(Постановление ФАС от 25 сентября 2009 г. по делу N А56-47714/2008)
Отсутствие надлежащих доказательств извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (в частности, подлинного почтового реестра) повлекло отмену принятого налоговым органом решения (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Как указал суд, в соответствии с абз.2 п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. (Постановление ФАС Уральского округа от 29 сентября 2009 г. № Ф09-7342/09-С2).