русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
E-mail: info@customs-advocate.ru 
 новости       

 последние новости       

08.07.2025
Итоги заседания Совета ЕЭК 8 июля 2025 года
далее...

07.07.2025
ИЗМЕНЕНИЯ АРБИРАЖНЫХ ПРАВИЛ В КНР
далее...


10.12.2009
Обзор прессы и законодательства

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Совет Федерации одобрил шесть международных документов, направленных на формирование единого таможенного союза.

В числе одобренных документов - Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза, Протокол о предоставлении тарифных льгот, Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот, а также Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок единого таможенного тарифа.

В частности, Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза устанавливает порядок формирования и утверждения Комиссией таможенного союза перечней стран-пользователей и товаров на которые преференции предоставляются. Решение Комиссии начинает действовать, с даты предоставления ей полномочий по ведению Единого таможенного тарифа.


 

Одобрен представленный Минэкономразвития России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств. Разрешить Минэкономразвития России в ходе переговоров о подписании указанного Соглашения вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера. (Распоряжение ПравительстваРФ 1747-р от 19.11.09)

 

Правительство Российской Федерации повысило ставки импортных пошлин на ввоз проката для промсборки автомобилей до 5%. До утверждения новых ставок ввозная пошлина была нулевой

Ранее пошлина на импорт плоского проката из железа или нелегированной стали шириной 600 мм и более, а также проката толщиной 0,5 мм и более была нулевой. Постановлением от 3 декабря 2009 года N 986.

 

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору  с 7 декабря 2009 года отменяет временные ограничения на поставку в Российскую Федерацию живой птицы, инкубационных яиц, мяса птицы и всех видов птицеводческой продукции, кормов и кормовых добавок для птиц, а также бывшего в употреблении оборудования для содержания, убоя и разделки птиц из регионов Чили - Вальпараисо, Кокимбо и Охиггинс, введенные Россельхознадзором с 25 сентября 2009 года.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ, ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Приказом от 06.11.2009 № 2017 «Об утверждении Порядка применения случайной выборки товаров и транспортных средств для проведения таможенного осмотра с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» ФТС России утвердила порядок досмотра автотранспорта в пунктах пропуска через границу.

Особые надежды таможенная служба возлагает на инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), которые способны просветить рентгеновскими лучами грузовую фуру. Однако весь въезжающий автотранспорт даже с их помощью проверить невозможно, поэтому используется принцип выборочности, для которого должны быть установлены свои правила. Их и определила таможня этим приказом.

Выборочный контроль базируется на случайном отборе с помощью программного обеспечения. На практике это будет происходить так. В момент регистрации прибывающего транспорта с помощью специального ПО запустят случайную выборку и компьютер укажет таможеннику, что сделать: отпустить фуру или отправить ее на таможенный досмотр с помощью ИДК.

Отказаться от выданной компьютером рекомендации можно в строго определенных случаях: габариты транспортного средства не соответствуют техническим возможностям ИДК; перевозимые товары не подлежат таможенному досмотру с использованием ИДК (живые животные и т.п.); мобильный ИДК не эксплуатируется в регионе деятельности таможенного поста на момент формирования с применением случайной выборки указания о проведении таможенного досмотра с использованием ИДК, при этом мобильный ИДК не может быть перемещен на таможенный пост в разумно короткие сроки; неисправность ИДК не позволяет использовать его для проведения досмотра товаров и транспортных средств, если она не может быть устранена до окончания таможенного оформления товаров, в отношении которых по результатам применения случайной выборки сформировано указание о проведении таможенного досмотра с использованием ИДК.
Но о конкретных параметрах случайной выборки в приказе нет ни слова, указано лишь, что их определяет ФТС России. Предложения об установлении или изменении параметров случайной выборки не реже одного раза в полгода будет готовить соответствующее подразделение ФТС России, а сами параметры будет утверждать руководитель таможенной службы.

В то же время некоторые вопросы остались открытыми. Например, будет ли формироваться официальный документ, фиксирующий случайный результат, выдаваемый программой? Приказ говорит о некоем электронном отчете о результатах применения мер по минимизации рисков. Но это внутренний документ таможни, а как таможенники подтвердят участнику ВЭД результаты случайного отбора?

Может ли должностное лицо принудительно вопреки компьютерной подсказке отправить транспортное средство на досмотр?

Такого права его никто не лишал. Значит, система случайной выборки - очередная красивая идея.


 

Президиум правительства РФ рассмотрит вопрос о подписании соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза, сообщает пресс-служба правительства РФ.
Действующее законодательство России, Белоруссии и Казахстана в сфере обязательного подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, предъявляемым законодательствами сторон соглашения, гармонизированы не в полной мере.
В связи с этим актуальной задачей сторон является формирование скоординированной политики в области технического регулирования, устранение технических и таможенных барьеров в торговле, а также защита жизни или здоровья граждан, животных и растений, охрана окружающей среды.

 Соглашением устанавливается, что к обращению на единой таможенной территории Таможенного союза допускается продукция, к которой сторонами установлены одинаковые обязательные требования, если она прошла установленные процедуры обязательного подтверждения соответствия на территории любого из участников соглашения. Одновременно такая продукция должна быть включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза. На указанную продукцию стороной назначения продукции выдается единый документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям, установленным законодательством стороны назначения продукции.
Соглашение упрощает процедуры оценки соответствия, что позволит снизить затраты на проведение указанных процедур, избежать или существенно снизить технические барьеры во взаимной торговле сторон на единой таможенной территории, а также создать благоприятные условия для торговли.

 

Порядок оформления временного ввоза в РФ транспортных средств для всех иностранцев, въезжающих в Россию на своих авто, будет упрощен с 25 февраля 2010 года. Иностранные граждане будут оформлять единственный документ на свои автомобили - пассажирскую таможенную декларацию (ПТД).

ФТС России совместно с ГТК Белоруссии разработали проект соглашения между правительствами двух стран о временном ввозе и вывозе транспортных средств.
Проект соглашения уже прошел первый этап согласования в российских и белорусских заинтересованных министерствах и ведомствах. В этих структурах он получил в целом положительную оценку.

Напомним, что на заседании коллегии Таможенного комитета Союзного государства 19 ноября 2009 года доработанный проект соглашения был одобрен. Сейчас ведется работа по его подготовке к скорейшему подписанию главами правительств.

 

Минпромторг РФ в ходе правительственных совещаний по вопросам подготовки стратегии развития автопрома до 2020 года отказался от сценария повышения пошлин на автомобили до 80%, но рассматривает вопрос увеличения импортных пошлин на автокомпоненты.

"Сценарии, связанные с кардинальным повышением пошлин, тем более на 80%, были сняты и больше не рассматриваются. Было принято решение оставить пошлины на нынешнем уровне", - сообщил высокопоставленный источник в министерстве.

При этом по его словам, на данном этапе обсуждается вопрос повышения импортных пошлин на автокомпоненты. "Мы считаем, что необходимо создать равные условия для экспорта компонентов", - отметил источник.

В конце октября Минэкономразвития на своем сайте опубликовало проект совместного с Минпромторгом и Минфином проекта приказа, вводящего количественные ограничения на импорт в РФ комплектующих для промышленной сборки автомобилей в случае, если предприятия не перешли от отверточного производства к полноцикловому.

Режим "промсборки" был введен в действие в 2005 году и обеспечил льготный режим для инвесторов, готовых создавать в РФ собственные производства автомобилей. Соответствующее постановление правительства обнулило или снизило пошлины на ввоз ряда компонентов в рамках соглашений компаний с Минэкономразвития, заключаемых сроком на 7 лет (для действующих предприятий) или на 8 лет (для создаваемых).



НОВОСТИ ВЭД

Эффективность работы пунктов пропуска тесно связана с вопросами тарифной политики, политики в сфере развития транспортной инфраструктуру, бюджетирования, территориального планирования. Такой тезис высказал руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ Михаил Смолкин.

"За период 2007-2008 гг. в результате принятия не всегда оправданных решений, в первую очередь в тарифной политике, а также ввиду недостаточности финансирования, направляемого на обустройство пунктов пропуска, значительно изменились объемы грузопотоков через пункты пропуска, и не только из-за кризиса", - отметил он.
По словам главы СЗТУ, участники ВЭД обоснованно выбирали наиболее выгодные по тарифу маршруты, в результате чего российские порты лишились заметной части грузооборота, а государство понесло ощутимые финансовые потери.
Темпы создания элементов федеральной собственности, куда входят пункты пропуска через госграницу, зачастую отстают от темпов развития регионов и транспортной инфраструктуры.
В числе причин сложившейся ситуации М.Смолкин назвал несогласованность действий государственных ведомств между собой, а также неготовность государственного финансирования к опережающим темпам создания частной инфраструктуры.
SeaNews

 

Федеральная таможенная служба России планирует принять дополнительные меры таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых латвийскими автомобильными перевозчиками.

ФТС отмечает, что за 11 месяцев текущего года количество нарушений таможенного законодательства РФ латвийскими перевозчиками по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в три раза.

 В августе и октябре 2009 года ФТС уже информировала латвийскую сторону о своей обеспокоенности ситуацией и просила принять меры, направленные на предотвращение нарушений и на погашение латвийскими перевозчиками задолженности перед бюджетом РФ. Тем не менее российские таможенные органы продолжают выявлять новые факты нарушений, сумма ущерба бюджету продолжает возрастать, погашение образовавшейся задолженности не происходит, отмечает ФТС.

- Да, наши автоперевозчики допускают нарушения, - сказал «Часу» президент латвийской ассоциации автоперевозчиков. По его словам, число нарушений в этом году немного увеличилось из-за экономического кризиса.

- Но все-таки их не очень много. Где-то 70 случаев из 10 тысяч перевозок, - cказал президент - Мы находимся в постоянном контакте с российской таможней, и вопрос о введение дополнительного контроля в отношении наших перевозчиков не поднимался. Это решение - сюрприз для нас.

 В результате действий российской таможни наибольшие убытки понесут латвийские перевозчики. Как только у них начнутся проблемы на границе, заказчики будут отказываться от их услуг. В результате может произойти перераспределение грузов в пользу их российских коллег.

Видимо, на это и рассчитана данная акция, ведь впереди - «горячая» предновогодняя пора для перевозок грузов в Россию. Так что обозначенные убытки в размере 50 млн рублей (чуть больше 1 млн евро), возникшие по вине недобросовестных латышей, - это не причина,а,скорее, повод для ужесточения таможенных проверок.
Информационный портал


 

Оптимизации процедур по пересечению границы препятствует то, что в российских портах до сих пор действует архаичная и малоэффективная система проверки и физического досмотра прибывающих и уходящих судов.
Органы госконтроля требуют для проверки только бумажные документы. При этом в России отсутствует единый список запрашиваемых документов и единый состав данных предварительного информирования, хотя они определены в международной конвенции IMO FAL от 1965г.

По сравнению с соседней Финляндией ситуация действительно напоминает каменный век. В Финляндии функционирует единая база, включающая все 10 баз данных контрольных органов. Объединенная база, в частности, включает шенгенскую информационную систему, национальную визовую систему, регистрационную систему полиции, иммиграционную регистрационную систему, паспортную регистрационную систему. Все модули единой базы имеют общий пользовательский интерфейс, работающий в режиме одновременного обслуживания поступающих запросов.

В России в настоящий момент электронной системы информационного взаимодействия между проверяющими организациями - таможней, пограничниками, фитосанитарным контролем и другими организациями не существует. Учет информации о состоявшихся судозаходах, грузах и пассажирах не ведется, что не позволяет реализовать систему управления рисками, а также эффективно бороться с нелегальной иммиграцией, оборотом наркотиков и экономическими преступлениями.

В июле-августе 2009г. был проведен мониторинг пунктов пропуска РФ. Наиболее распространенными проблемами, выявленными во время мониторинга, стали наличие устаревших паспортов пунктов пропуска и неопределенность пределов пунктов пропуска. Последнее не позволяет разработать даже временную технологическую схему взаимодействия контрольных органов.

Кроме того, нередко в пределах пункта пропуска располагаются хозяйствующие субъекты не имеющих отношения к контрольным органам. В числе выявленных нарушений также несоответствие установленным нормам помещений для контролирующих органов, слабое развитие приграничной транспортной инфраструктуры.

SeaNews


 

Для российских и белорусских автомобилистов, желающих посетить соседнее государство, в будущем году не потребуется никакого таможенного оформления транспортных средств для их временного ввоза, как это происходит сегодня. Причем, бумажные препоны, усложняющие жизнь автолюбителей, будут ликвидированы еще до вступления в силу нового таможенного кодекса.

 В настоящее время временный ввоз автомобилей на территорию РФ оформляется в два этапа. Физические лица заполняют ПТД в двух экземплярах, где указывают сведения о временно ввозимом транспортном средстве. Затем проводится регистрация автомобиля для личного пользования - оформляется удостоверение ввоза транспортного средства (УВТС).
По новым правилам оформление будет проводиться в один этап. Сведения об автотранспорте нужно будет отразить только в ПТД. С таможенных органов снимается обязанность регистрации транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся в России.

Иностранные граждане, как и прежде, могут ввозить свой автотранспорт без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год. Если возникнет необходимость продлить срок пребывания, заявленный первоначально, то необходимо обратиться в таможенный орган по месту постоянного проживания или временного пребывания. Но общий срок нахождения автотранспорта в стране без уплаты таможенных пошлин не должен превышать одного года.
На качество таможенного контроля предстоящие изменения не повлияют, полагают в ФТС. Таможенный контроль обеспечивается за счет штрихового кодирования. В настоящее время штрихкод наносится на УВТС, а с 25 февраля он будет наноситься на ПТД.
При выезде с территории России в таможенный орган надо будет предъявить эту пассажирскую таможенную декларацию. Таким образом, способ таможенного контроля останется прежним, его эффективность не снизится.

ФТС не ожидает каких-либо проблем для российского авторынка и после отмены обязательного оформления ввоза личных автомобилей из Белоруссии.
Отдельные аналитики и автодилеры высказывали опасения, что такие нововведения приведут к наводнению российского рынка дешевыми подержанными иномарками, которые будут пригонять из Европы белорусские граждане. Однако большинство экспертов и участников рынка согласны с мнением ФТС и остаются спокойны.
Колеса.ру


 

Сокращение поставок круглого леса не один год является целью правительства РФ. Несмотря на протесты дальневосточных регионов и импортеров (прежде всего Финляндии), в 2007 году ставка экспортной пошлины на кругляк была увеличена с 6,5 до 20% таможенной стоимости, но не менее €10 за кубометр. Далее пошлины должны были расти по графику до запретительного уровня - к 2010 году они должны были достичь €50 за кубометр. В 2009 году из-за кризиса правительство заморозило этот рост на уровне 2008 года (25% стоимости, но не менее €15). После решения о продлении моратория до 2011 года, ФТС предложила сократить число таможенных пунктов для пропуска леса с 400 до 121. Правительство же готово сделать шаг навстречу финским ЦБК, выделив лиственную балансовую древесину в отдельную позицию и обнулив или снизив пошлины на нее.

"Коммерсантъ"



СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В Письме от 15.07.2009 № 14-111/32689 «О направлении разъяснений» ФТСРоссии рассматривает вопрос о судебном урегулировании отношений с банками, которые отказываются предоставлять информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Насколько правомерны выдвигаемые требования и что ожидать участникам ВЭД?

Причиной издания Письма послужили массовые отказы уполномоченных банков, являющихся в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон) агентами валютного контроля, в предоставлении документов и информации по запросам таможенных органов. Как указано в Письме, в качестве причины отказа банки ссылаются на отсутствие порядка взаимодействия уполномоченных банков с таможней, предусмотренного п. 6 ст. 22 Закона, а также ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Таможенные органы оперируют положениями Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которыми таможенные органы с целью выполнения возложенных на них функций агентов валютного контроля вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов информацию и документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

По мнению ФТС РФ, банки неправомерно ссылаются  на необходимость сохранения банковской тайны, так как запрашиваются копии документов, относящихся к уже имеющейся у таможни банковской информации, полученной в соответствии с Соглашением в электронном виде из Банка России и хранящейся в центральной базе данных валютного контроля (ЦБД ВК) ФТС России, включая паспорта сделок и ведомости банковского контроля. Получение надлежащим образом заверенных копий указанных документов необходимо, если исходить из Письма, для процессуального подтверждения совершенного резидентом правонарушения и/или преступления.
Для сведения: данное Соглашение относится к документам внутреннего пользования и недоступно для широкого круга лиц, в связи с чем затруднительно определить порядок информационного взаимодействия ФТС РФ и Центрального банка России.
Возникает закономерный вопрос: почему сотрудники ФТС не удовольствовались копиями документов из такого надежного источника, как ЦБД ВК? Ведь функции ФТС ограничиваются лишь составлением протокола об административном правонарушении и передачей информации об этом органам валютного контроля, которыми, как известно, являются Росфиннадзор и ЦБ РФ. Именно они согласно КоАП РФ будут рассматривать дело об административном правонарушении и исследовать доказательства.
Интересно, что таможня не обосновывает ссылками на действующее законодательство РФ обязанность заверять копии приложенных к запросу документов. При этом нормативная база предписывает банкам предоставлять только справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Банки не оспаривают права таможенных органов, однако подчеркивают, что объемы и порядок предоставления информации не установлен. Закон же содержит прямое указание на то, что такие немаловажные характеристики обязанности, как объем и порядок, регламентируются ЦБ РФ.

Вместе с тем видно, что таможенные органы не абсолютно уверены в своей правоте по данному вопросу, и это позволяет банкам лишь по одному основанию уже в течение нескольких лет не исполнять законные на первый взгляд требования. Если же говорить о привлечении к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, которым таможенные органы пытаются устрашить банки, то оснований для этого явно недостаточно.
эж-Юрист


 

При проверке декларации и документов таможня обнаружила, что представленное декларантом санитарно-эпидемиологическое заключение не соответствует Инструкции по заполнению бланка санитарно-эпидемиологического заключения, утвержденной приказом Минздрава России от 27.10.2000 № 381. Были выявлены следующие нарушения: в графе «номер» указан пятизначный номер, а должен быть шестизначный порядковый номер заключения в реестре организаций, в коде года;

 -в графе «изготовленная в соответствии» для импортной продукции вместо слов «с санитарно-гигиеническими нормами страны происхождения» перечисляются документы, подтверждающие качество и безопасность продукции, при необходимости номер контракта, договора и т.д.;

 - в графе «соответствует (не соответствует)» санитарным правилам не зачеркнута ненужная фраза.

По данному факту таможня привлекла декларанта к ответственности на основании ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ - штраф в размере 100 000 руб.
Изумленный декларант отправился в суд, доказывая, что именно такое заключение ему выдали. Суд пришел к выводу, что декларанта в рассматриваемой ситуации привлечь к ответственности нельзя, так как представленное санэпидимилогическое заключение подлинно и верно.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подтвердила, что представленное декларантом заключение действительно выдавалось, а несоответствие номера связано с проблемами в программном обеспечении.
Кроме того, суд заявил, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, составляет не простое представление недействительных сведений и документов, а обязательное наличие определенных в ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ последствий: такие сведения и документы могли стать основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

В данном случае независимо от ошибок в представленном санэпидзаключении ввозимый товар и так не подлежал каким-либо запретам и ограничениям: таможня не представила доказательств, свидетельствующих о несоответствии ввезенного товара санитарным правилам, установленным на территории Российской Федерации.
Постановление ФАС  от 28.10.2009г.  по делу № А63-18212/2008-С6-39.


 

Суд обоснованно признал недействительным требование таможни о взыскании с ООО в бесспорном порядке таможенных платежей, доначисленных в результате корректировки таможенной стоимости ввезенного ООО товара, поскольку с учетом конкретных условий сделки таможней не обоснована невозможность использования представленных обществом документов при определении таможенной стоимости по цене сделки и не доказана правомерность использования ею шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости товара. Постановление  ФАС  от 11 ноября 2009 г. по делу N А56-35339/2008






  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2025
Rambler's Top100