русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
E-mail: info@customs-advocate.ru 
 новости       

 последние новости       

08.07.2025
Итоги заседания Совета ЕЭК 8 июля 2025 года
далее...

07.07.2025
ИЗМЕНЕНИЯ АРБИРАЖНЫХ ПРАВИЛ В КНР
далее...


29.02.2012
Перспективы сотрудничества республики Беларусь и Российской Федерации к 2012 году

Информационно-аналитический портал soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел интернет-видеобрифинг с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Республике Беларусь Александром Александровичем Суриковым.

Тема брифинга - «Перспективы сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в 2012 году».

Прошедший год был во многом знаменательным для развития белорусско-российских отношений: был решен ряд разногласий, достигнуты важные договоренности и подписаны соглашения в экономической сфере. Какие, на Ваш взгляд, перспективы двустороннего сотрудничества открываются для Беларуси и России в 2012 году?

Я бы не сказал, что у нас был решен ряд разногласий. В принципе, серьезных разногласий между Беларусью и Россией не было, если не сказать, что их вообще не было. Мы весь прошедший год просто целенаправленно двигались по пути становления интеграционных процессов, которые сами под собой подразумевали те условия, которые в конце концов определились договоренностями конца года. Это просто движение вперед, но, конечно, не без споров, как всякое движение, потому у одной, второй и третьей в данном случае сторон есть вопросы. Поэтому мы в Посольстве считаем, что все шло нормально.

Если говорить, отталкиваясь от базы достигнутых соглашений, то на 2012 год нами ставятся определенные задачи. Мы с вами с 1 января этого года находимся в Едином экономическом пространстве, я имею ввиду Республику Беларусь, Российскую Федерацию и Республику Казахстан. И этот интеграционный проект должен начать движение вперед. Вы знаете, что в конце года президентами трех государств подписан документ о создании Единой экономической комиссии, в которой будут представители всех трех стран. Председателем Коллегии этой комиссии назначен Виктор Борисович Христенко, наш пока еще не снявший с себя полномочия министр промышленности. И совсем недавно председателем Совета этой комиссии на первый год его работы избран вице-премьер Беларуси Сергей Николаевич Румас. Совет - это орган более высокий по статусу, чем Коллегия комиссии.

Теперь надо этот орган ставить на ноги, потому что сформированы только его руководящая часть - Совет и Коллегия. Теперь нужно сформировать 23 департамента по видам деятельности, и на первом этапе до 1 июля порядка 600 чиновников должны начать работу. Причем по квоте примерно 10% из этих чиновников должны быть белорусскими гражданами. Это очень серьезная задача, и нам надо ее решить в первом полугодии, а потом до конца года закончить формирование этой комиссии. С 1 июля закончит свои полномочия Таможенная комиссия, которую возглавляет Сергей Юрьевич Глазьев, и дальше до конца года будет решаться судьба Евразийской экономической комиссии.

Но это организационное действие, которое необходимо завершить, чтобы Единое экономическое пространство двигалось дальше. И, кроме того, необходимо начать работу по передаче наднациональных функций, реальной передаче экономических функций, речь не идет о политических, военных, военно-промышленных и т.д., в сферу регулирования Евразийской экономической комиссии. Для этого надо поменять законодательство, создать соответствующие документы, нормативную базу действий Евразийской экономической комиссии. Это очень непростое дело, это работа всех трех стран - и парламентариев, и исполнительных властей. То есть, надо решать не только организационные вопросы, но и задачи функционирования ЕЭК на благо защиты интересов трех стран и в целом Таможенного союза и Единого экономического пространства. И все действия российских и белорусских властей, исполнительных в первую очередь, должны дальше формироваться с учетом защиты интересов нашего бизнеса, бизнеса трех стран, расширения его с целью закрепления на рынке Таможенного союза, в первую очередь, и последующего возможного выхода на транснациональные рынки. Причем необходимо отстаивать и сохранять бизнес, чтобы у нас не сложилось все таким образом, как при входе в Европейский союз части балтийских стран, где реальный сектор экономики потерялся. Это главная задача.

Я не скажу, что все задачи будут решены. Но нужно начать действовать во благо народов трех стран, во благо улучшения жизни, во благо защиты бизнеса и его расширения. А конкретнее об этом можно говорить очень долго.

В прошлом году мы отметили 15-летие начала строительства Союзного государства. Для этих 15 лет характерны, как очевидные достижения, так и непростые моменты в двухсторонних отношениях. Однако, по общему мнению большинства политиков и экспертов, Союзное государство продолжает оставаться перспективным интеграционным проектом. Как, на Ваш взгляд, Союзное строительство будет развиваться в этом году?

Если говорить в целом о проекте Союзного государства, то проект - это очевидное интеграционное достижение. Сам проект постоянно шел по восходящей спирали развития. Как вы понимаете, спираль развития - это дело не всегда простое, это же два государства, и иногда затрагиваются интересы одного или другого субъекта, возникает некая турбулентность, как в полете авиалайнера. Это вовсе не означает, что это плохо. Это спор, а истина рождается только в споре. Поэтому весь проект я оцениваю как развитие наших отношений, не исключая турбулентных моментов, связанных с Конституционным актом. Здесь есть вопросы, потому что, к примеру, посмотрите на Европу. Она чрезвычайно долго шла к принятию решения, и все-таки приняла в Лиссабоне большинством голосов (Европейскую конституцию - прим. soyuz.by ).

То есть, мы оцениваем позитивно. На сегодняшний день Союзное государство не утеряло своего статуса и привлекательности, несмотря на формирование Единого экономического пространства и в будущем Евразийского экономического союза. Почему не утеряло? Потому что в этих новых интеграционных формированиях отсутствуют аспекты политические, внешнеполитические, социальные, культурные, гуманитарные, военные и военно-технические. Присутствуют только экономические.

В Союзном государстве все эти аспекты присутствуют. Мы очень далеко продвинулись в области прав и равенства граждан Беларуси и России в Союзном государстве. Пожалуй, даже на пространстве СНГ этому аналога нет, и редко можно найти подобные примеры в мировой практике.

Достаточно далеко мы продвинулись во внешнеполитическом взаимодействии на международной арене и действуем практически как единый субъект по подавляющему большинству вопросов, в том числе в военном и военно-техническом плане. Союзное государство не исчерпало себя в силу своей продвинутости и является примером для интеграционных процессов на пространстве СНГ, и не только на этом пространстве. Возможно, экономическая сфера Союзного государства будет постепенно переводиться в Таможенный союз, Единое экономическое пространство и Евразийское экономическое сообщество, но все остальные сектора - внешнеполитический, военно-технический, культурный, социальный, гуманитарный - будут укрепляться и усиливаться в рамках Союзного государства, задавая тем самым пример и новым интеграционным формированиям. Эти направления будут развиваться. Хотя не все возможно создать на троих: как пример, область автомобилестроения - так как в Казахстане, например, эта область пока отсутствует. То есть, в первую очередь, в данной области интеграционные процессы пройдут в рамках двух государств - Беларуси и России. Более глубоким станет кооперационное развитие экономики, произойдет укрупнение союзного бизнеса, и мы крайне заинтересованы в том, чтобы российский бизнес из тех сфер, что отсутствуют у нас в Беларуси, обосновался тут, а белорусский бизнес - обосновался в России. Хочется, в первую очередь, чтобы деятельность развивалась для удовлетворения интересов граждан Союзного государства. Поэтому мы считаем, что развитие будет объективным, разумным, толковым и более динамичным, чем это было в предыдущие годы. Потому что актуальность вышеупомянутых мной вопросов, в том числе и экономических, не утеряна и в рамках новых формирований.

В конце прошлого года на должность Госсекретаря Союзного государства был назначен Григорий Алексеевич Рапота. Можете ли Вы дать ему оценку как политику и управленцу?

Мы с Григорием Алексеевичем вообще-то неплохо знакомы. Оценку я могу дать ему одну: новые интеграционные процессы в рамках «тройки» выросли из Евразийского экономического сообщества, исполнительным руководителем которого был Григорий Алексеевич Рапота. У него прекрасные взаимоотношения, в том числе и просто человеческие, с руководством стран Союзного государства, и с послами стран Таможенного союза. На данный момент человека, имеющего больший опыт в интеграционных и союзных проектах, было бы сложно отыскать. Григорий Алексеевич - человек, который объективно подходит не только к нуждам каждой союзной стороны, но и к нуждам всего государства в целом. Я считаю, что он полностью отвечает требованиям Союзного государства, с учетом того опыта, который он получил за время работы в Евразийском экономическом сообществе.

В этом году Беларусь, Россия и Казахстан вышли на новый уровень интеграции - начало работать Единое экономическое пространство, являющееся логическим продолжением таможенной «тройки». Какова Ваша оценка данного интеграционного проекта? Каким образом работа ЕЭП будет согласовываться с тем, что уже сделано в рамках Союзного государства?

В первую очередь ЕЭП будет использовать весь экономический опыт наработанный в процессе строительства Союзного государства. И этот опыт весьма неплохой: в рамках Союзного государства осуществлялось около 40 программ, не говоря уже о том, сколько стыков бизнеса наших стран за чертой Союзного государства (в производстве, в банковской сфере). Поэтому ЕЭП будет использовать опыт Союзного государства, распространяя его и на третью страну. Казахстан для нас новый субъект с точки зрения экономической интеграции. Этот опыт очень ценен и в применении к Казахстану, и к Единому экономическому пространству. Мы не смогли, формируя Союзное государство, создать единое для обоих государств таможенное пространство. Но мы смогли это сделать в рамках трех стран. И, тем не менее, опыт обустройства таможенных границ, опыт взаимодействия таможенных и экономических служб, опыт банковских взаимодействий и другой опыт ценен для всего ЕЭП. И этот опыт будет постоянно увеличиваться с учетом того, что по целому ряду полномочий из национального ведения решения будут передаваться в ведение ЕЭП. А это более высокая ступень интеграции, потому что в рамках Союзного государства мы этого реального взаимодействия из национального ведения передать не смогли.

16 декабря прошлого года Россия официально вступила в ВТО, полноправным же членом организации она станет к середине этого года, после ратификации всех документов. Неоднократно заявлялось, что вступление России в ВТО будет способствовать вступлению в эту организацию партнеров России по Единому экономическому пространству - Беларуси и Казахстана. Каким образом это будет происходить? Не повлечет ли членство России в ВТО каких-либо негативных последствий для экономики Беларуси и Казахстана?

Если вспомнить историю, мы хотели вступать в ВТО таможенной «тройкой». Но в регламенте ВТО отсутствуют правила, позволяющие вступать в ВТО группой стран. И каждая страна должна проходить это путь самостоятельно. Россия шла к этому практически 18 лет. И к середине следующего года станет полноправным членом ВТО. И в конце года мы подписали декларацию с Республикой Беларусь о взаимодействии в рамках помощи Беларуси по вступлению в ВТО. Переговорную группу белорусов, которая существует на этом поле переговоров с ВТО, мы укрепляем нашими переговорщиками, среди которых будет Медведко, который занимался вопросами ВТО в Российской Федерации. Мы рассчитываем, что с помощью наших усилий Казахстан и Беларусь быстрее преодолеют все ступени переговоров и им не потребуется, может быть, 18-ти лет, и они станут членами ВТО.

Насколько это будет быстро мне сказать сложно, потому что есть много других факторов, которые буду препятствовать белорусской стороне. Не хочу говорить об этих факторах, так как они известны. Мы будем помогать с учетом опыта наших переговорщиков. Наши переговорщики будут помогать в реальных переговорных процессах Казахстана и Беларуси, играя по правилам ВТО.

На счет негативных последствий, да, они будут. За 18 лет работы нам приходилось давать достаточно много оценок последствиям вступления России в ВТО: там есть и позитив и негатив. Очевидно, что в позитиве будут сырьевые отрасли, и у Казахстана в первую очередь. Для России будет позитив и негатив, потому что есть и реальный сектор экономики. Есть негатив и у Беларуси, потому что сырьевого сектора очень мало. Хотя есть сектора, связанные с переработкой российского сырья.

Я знаю, что сейчас белорусская сторона оценивает эту ситуацию, и где-то к середине февраля соответствующая оценка будет. Понятно, что при снижении таможенных пошлин по целому ряду наименований товарных позиций (порядка 3 тысяч), это затрагивает интересы бизнеса: и российского, и белорусского, частично казахского. Мы менее конкурентоспособны в сельском хозяйстве, и нам крайне сложно будет подтянуться до уровня Европы, потому что уровень поддержки этой отрасли, зафиксированный нормами ВТО для России, на порядок ниже европейского уровня, так сложилась ситуация. Наверное, такой же будет и для Беларуси. Всем трем странам в области сельского хозяйства придется «чесать затылки» и думать не только о тарифных вопросах связанных с вступлением в ВТО, а заниматься вопросами нетарифной поддержки своего бизнеса и сельского хозяйства. Понятно, что в областях с высокой степенью добавленной стоимости (машиностроение, легкая промышленность) нам придется напрягаться с целью повышения их конкурентоспособности, если мы их не хотим потерять. Рынки наши открываются из-за более низких таможенных пошлин, то есть необходимо укрупнять наши бизнесы, кооперируя их, создавая совместные предприятия и холдинги. Тем самым снижая издержки и повышая производительность труда, что самое главное. Там, где у нас самое больше отставание от европейских стран и развитых стран мира в целом.

Работы очень много, но в первую очередь, тяжелые последствия ожидают и Беларусь, и Россию, и в целом Таможенный союз, потому что мы подписали соглашение, что мы действуем в рамках ВТО. В случае вступления в силу нормативного акта, не соответствующего нормам ВТО, в действие вступают правила ВТО. У нас целая масса работы: колоссальное её количество для повышения конкурентоспособности наших ресурсов в областях с высокой добавленной стоимостью, укрупнение этих бизнесов, и действия по защите наших производителей в этих отраслях, связанные не только с тарифным регулированием, которое регламентирует центр по правилам ВТО. У нас есть вопросы и они очень серьезные.

Источник: Портал Союзного государства
Опубликовано: 06/02/2012






  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2025
Rambler's Top100