296 млрд руб. перечислила в феврале в федеральный бюджет Федеральная таможенная служба (ФТС). Это на 34,5% больше, чем в феврале 2009 года. За январь-февраль таможенными органами собрано 540 млрд руб., что почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было привлечено 416 млрд руб.
Этот рост относительно "провальных" первых месяцев 2009 года объясняется увеличением цен на нефть. По данным Минфина, средняя цена российской нефти марки Urals за январь-февраль сложилась в размере $74,33 за баррель. В январе-феврале 2009 года она равнялась $42,62 за баррель. В целом за 2009 год средняя цена Urals сложилась в размере $61,06 за баррель, в 2008 году - $94,4 за баррель. По итогам 2010 года ФТС рассчитывает перечислить в бюджет 3,658 трлн руб., что на 6% больше уровня 2009 года. Наибольший доход таможня рассчитывает получить от сбора вывозной пошлины - 2,168 трлн руб. Сборы НДС планируются на уровне 911,7 млрд руб., ввозная пошлина - 516,5 млрд руб., таможенные сборы - 39 млрд руб., акцизы при ввозе товаров - 22,9 млрд руб.
"Коммерсантъ"
Калининградскому бизнесу непросто перепрыгнуть через таможенные барьеры. Представители деловых кругов, политических партий и депутатского корпуса говорили об этом за круглым столом у губернатора.
«Кто виноват и что делать, когда таможня не дает добро» - вот основной лейтмотив встречи. Претензий к работе ведомства более чем достаточно. Яркий пример привел губернатор. Георгий Боос, Губернатор Калининградской области: «Человек едет в отпуск в Москву, купил пару туфель, вы с него таможенные пошлины берете и бесконечное множество проблем придумываете». Руководитель калининградской таможни в ответ ссылается на законодательство федеральное. Кстати, руководство ФТС уже в апреле посетит регион и увидит все своими глазами. Но есть и чисто местная специфика, когда на Москву вроде как и не сошлешься. Владимир Вуколов, депутат Калининградской областной думы: «Очереди по 8-9 км перед пунктами пропуска стояли, у людей скоропорт пропадал, бизнес нес огромные убытки, но, как рядовые таможенники объясняли, у нас есть установка, план выполнен, теперь можно не работать».
При этом рядовому калининградцу пожаловаться на работу таможенных постов невозможно - «горячей линии», как при УВД, нет. Игорь Рудников, депутат Калининградской областной думы: «Если возникает проблема - как ее быстро донести до вышестоящих органов? Вряд ли кто назовет телефон и адрес, по которому можно обратиться, чтобы эта ситуация была рассмотрена».
Таможенники тоже плачут - не в почете пока электронное декларирование, а ведь именно оно делает процесс быстрым и прозрачным. Пока же всего 14% товаров оформляется таким образом, в то время как в других регионах 30%. Очереди обещают сократить, открыв 4 таможенно-логистических терминала.
Александр Чабаев, начальник Калининградской областной таможни: «Когда у нас заработает таможенно-логистический терминал, то плечо от пункта пропуска до внутреннего таможенного поста будет составлять 1км».
Главный вывод - все таможенные барьеры не должны мешать развитию калининградского бизнеса. Если не решим вопросы здесь, будем искать поддержку в Москве, подвел итог встречи губернатор. Все замечания будут оформлены в соответствующем письме на имя премьера.
«ГТРК Калининград»
Российско-турецкий проект, в презентации которого приняли участие вице-премьер Игорь Сечин, посол Турции в России Халиль Акынджы и глава ФТС Андрей Бельянинов, призван облегчить ввоз товаров между двумя странами, минимизировать проникновение в Россию серого импорта и контрабанды.
Турция считается одним из основных поставщиков в Россию товаров массового потребления, снабжая россиян мужской и женской одеждой, обувью, текстилем, галантереей, кухонной утварью, светильниками для электросберегающих ламп, торговым оборудованием и печатной продукцией. До кризиса товарооборот с Турцией составлял 4 миллиарда долларов.
Высокопоставленные гости и журналисты встретили во Внуково грузовой борт с товарами и смогли увидеть, с какой скоростью их проверяет рентгеновская установка. С не меньшей быстротой при этом работает и пневмопочта, переправляя грузовые декларации в зону таможенного оформления. В итоге 40-тонный самолет "разукомплектовали" менее чем за час. Это стало возможно и благодаря использованию предварительной информации.
Турецкие компании перед отправкой грузов в Россию предоставляют таможенникам своей страны заверенные национальной Торгово-промышленной палатой данные обо всех товарах и их стоимости. В свою очередь турецкие коллеги направляют эту информацию российской стороне. По словам Андрея Бельянинова, такая понятная прозрачная схема создает благоприятные условия для турецких импортеров, помогает отделить порядочных от проблемных. Конечная цель таможенников, подчеркнул глава ФТС, максимально "обелить" поток товаров, перекрыть дорогу челнокам, нарушителям российского законодательства.
Впрочем, соответствовать принципам открытости на российско-турецком воздушном коридоре вызвались пока единичные турецкие компании-импортеры. Однако, по словам начальника Внуковской таможни Татьяны Шишкиной, турецкий бизнес наверняка оценит преимущества "зеленого коридора" и тогда количество участников проекта возрастет в разы, заверила Шишкина. Если сегодня пока речь идет о ввозе в упрощенном режиме десятков тонн грузов в день, то в будущем это могут быть сотни тонн, добавила она. Между тем вице-премьер правительства Игорь Сечин озадачил Федеральную таможенную службу более масштабной постановкой вопроса - "навести" на упрощенную доставку товаров систему слежения ГЛОНАСС. А для этого метить товарные партии электронными чипами. В дальнейшем по результатам эксперимента российские таможенники предполагают "распределить" по "зеленым таможенным коридорам" поставки, которые осуществляются другими видами транспорта.
В целом, отметил Андрей Бельянинов, это взаимовыгодный двусторонний проект для России. В ее планах наращивать по аналогичной упрощенной схеме в турецкие морские порты поставки российского зерна. На вопросы "РГ" планируют ли таможенники расширять перечень стран-импортеров, ввозящих товары по упрощенным воздушным каналам, Бельянинов заметил, что подобным проектом уже заинтересовались китайские таможенники. Дальше, по его словам, подобный опыт будет тиражироваться.
Тем временем в Федеральной таможенной службе в течение месяца ждут разъяснения из Минэнерго об ограничении автомобильных пунктов пропуска, через которые можно вывозить из России нефтепродукты - бензин и дизельное топливо. До сих пор российские граждане могли это делать беспрепятственно через все пункты. Однако в соответствии с поправками в Таможенном кодексе правительство получило право устанавливать для отдельных видов товаров конкретные автомобильные пункты пропуска. Теперь Минэнерго должно определить критерии для автомобильных пунктов пропуска, через которые будет разрешено вывозить нефтепродукты.
«Российская газета»
В недалеком будущем ожидается открытие железной дороги из города Хуньчунь провинции Цзилинь Китая в Россию, что непременно будет способствовать созданию китайско-российской транснациональной зоны экономического сотрудничества Хуньчунь-Хасан. В настоящее время на уровне центральной и местных властей двух стран была достигнута договоренность о совместном строительстве данной зоны.
Исходя из географического положения и индустриальной специфики, провинция Цзилинь все время рассмотривается важным торгово-экономическим партнером для России.
Китайская и российская стороны соответственно выделят в Хуньчуне и Хасане зоны для проведения замкнутого управления, оптимизируют транспортные ресурсы для объединения портов, автодорог и КПП в зоне с целью освобождения от обычной процедуры таможенного контроля. Товары двух стран в беспошлинном режиме будут продаваться в зоне, в зоне будет свободно передвигаться рабочий персонал, суда и другие виды транспорта китайской и российской сторон.
В 2009 году провинция Цзилинь и Приморской край России подписали соглашение, согласно которому Железнодорожная компания провинции Цзилинь и Инвестиционная компания провинции Цзилинь совместно выделили средства на создание международной логистической компании, которая станет ведущим действующим лицом по реализации настоящего проекта.
Стало известно, что на основе транснациональной зоны экономического сотрудничества Китай и Россия планируют рассмотреть возможность создания зоны свободной торговли. Тогда она станет торгово-экономической зоной с более высоким уровнем открытости.
"Жэньминь Жибао"
Товар из России без сертификатов качества Казахстан примет на свой рынок, но на определенных условиях. В республике российскую продукцию тщательно проверят и выдадут казахстанский документ качества.
Товары российского производства - мясо, хлеб, сахар, овощи, консервы и целый ряд других продуктов питания - будут поступать на казахстанский рынок без сертификатов качества. В этот список попадают и моющие средства, винно-водочная продукция, одежда, косметика, обувь и мебель. Новость не обрадовала, прежде всего, казахстанских защитников прав потребителей. «Если со стороны продавцов и поставщиков не будет жестких требований к товару, то может случиться ЧП», - считает председатель Общества по защите прав потребителей Казахстана Кабыкен Закарьянов.
Казахстанские правозащитники предлагают привлекать недобросовестных поставщиков к уголовной ответственности. Качество же российских товаров все же будет проверяться. Такой позиции придерживается Министерство индустрии и торговли. Его специалисты будут присваивать российскому товару казахстанский сертификат. В случае несоответствия товар просто не допустят на рынок.
«В Казахстане пищевая, алкогольная и парфюмерная продукция сегодня подлежит обязательной сертификации. Согласно Таможенному кодексу, импортная продукция должна пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности», - рассказала начальник управления Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и торговли Казахстана Галия Банумейрыбаева.
Казахстану выгоднее потратиться на проверку российского импорта, чем запрещать его. По данным национальной торгово-экономической палаты республики, доля отечественной продукции на рынке всего 30%.
«МТРК Мир»
Северо-Западная транспортная прокуратура объявила о результатах проверки состояния законности в деятельности таможенных органов за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Как сообщает пресс-служба прокуратуры, "результаты проверки указывают на то, что возложенные на таможенные органы функции по обеспечению соблюдения порядка перемещения товаров, созданию условий по ускорению товарооборота, выполняются ненадлежащим образом".
Об этом, отмечают в прокуратуре, свидетельствуют результаты рассмотрения Северо-Западным таможенным управлением жалоб участников внешнеэкономической деятельности на действия (бездействия) должностных лиц таможен.
В 2009г.Северо-Западным таможенным управлением по существу рассмотрено 435 жалоб, из них 352 жалобы заявителей признаны обоснованными, что составляет 81% от общего количества.
Наиболее грубые нарушения закона, отмечают в прокуратуре, допускаются должностными лицами Балтийской таможни. Из 323 рассмотренных жалоб участников ВЭД 300 жалоб удовлетворено, что составляет 93% от общего количества.
Аналогичная ситуация имела место и в 2008г., когда было удовлетворено 95% от общего количества поступивших жалоб на действия (бездействия) должностных лиц Балтийской таможни.
"Руководством СЗТУ предпринимались меры по исправлению сложившейся ситуации в Балтийской таможне. Однако должностными лицами таможни по-прежнему нарушаются права и законные интересы участников ВЭД".
В ходе проверки прокуратурой установлено, что участникам ВЭД при таможенном оформлении товаров направляются взаимоисключающие требования, выставляются требования о предоставлении документов, которые уже были предоставлены при подаче грузовых таможенных деклараций. Кроме того, выявлены факты указания в требованиях несуществующих норм таможенного законодательства.
25 февраля 2010г. по результатам проверки в адрес начальника Северо-Западного таможенного управления внесено представление об устранении нарушений закона, поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей Балтийской таможни и таможенных постов.
"Ход устранения нарушений контролируется Северо-Западной транспортной прокуратурой".
"SeaNews"
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), призванный отстаивать интересы крупного бизнеса, постепенно получает новые рычаги для того, чтобы выполнять свою функцию еще более эффективно. Эта организация, прозванная когда-то "профсоюзом олигархов", получила возможность на официальных основаниях подключиться к законотворческой деятельности российского правительства.
Премьер-министр РФ Владимир Путин 20 февраля подписал постановление, согласно которому глава РСПП включается в состав правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Сейчас РСПП возглавляет Александр Шохин. Фактически он будет единственным независимым участником этого правительственного органа, все остальные члены комиссии представляют кабинет министров, администрацию президента, а также госкорпорации - "Росатом" и "Ростехнологии".
В начале года представители крупного бизнеса, после ходатайства Шохина, получили право участвовать в заседаниях правительства на постоянной основе. Это произошло после встречи главы РСПП сначала с президентом Дмитрием Медведевым, а затем с премьер-министром Владимиром Путиным.
Поводом для этого стало желание бизнеса выступать по наиболее сложным несогласованным вопросам, касающимся взаимодействия между правительством, работодателями и профсоюзами, и согласие Владимира Путина было получено. Между тем, как потом пояснял Шохин, "речь идет не столько об участии в заседаниях правительства, а об институализации участия бизнеса в экспертизе и принятии решений". Медведев поддержал тогда инициативу Шохина, признав, что эта идея не вызывает особого восторга в правительстве.
Ранее Шохин подвергал власти жесткой критике за то, что разные представители правительства подают бизнесу противоречивые сигналы. В апреле 2009 года он красочно сравнил органы власти с многоголовым драконом, каждая из голов которого предлагает свои рецепты. "Одна голова дышит в сторону бизнеса огнем увеличения налоговых нагрузок, вторая рассказывает басни о будущих налоговых льготах, третья усыпляет бдительность бизнеса обещанием системных стратегических решений", - заявлял Шохин, призывая власть к скоординированной позиции в отношении бизнеса. Теперь главе РСПП представился шанс самому побыть внутри этого "дракона".
Сейчас одной из основных "болевых точек" бизнеса является налоговая нагрузка, и можно предположить, что глава РСПП будет активно доносить до правительства свое видение проблеме. Шохин заявил, что РСПП предлагает ввести мораторий до 2012 года на повышение налогов, заявил президент союза Александр Шохин. "Этот мораторий необходимо ввести на период посткризисного восстановления экономики, поскольку для многих предприятий реальное повышение налоговой нагрузки может привести к резкому сокращению конкурентоспособности", - сказал он на встрече с представителями бизнес-сообщества в Рязани.
«NEWSru.com»
|