русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
www.customs-advocate.ru 
 рецидивы средневековья, статья «новая адвокатская газета», № 7, 2010г.       

 последние новости       

15.09.2017
НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ПРИНЦИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ
далее...

15.09.2017
ЕЭК предложила экспертам выбрать товары для маркировки
далее...


«РЕЦИДИВЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
Преодоление судебного запрета на ознакомление с прекращенным делом

Оксана КУРОЧКИНА, Елена МУРОМСКАЯ, Константин КУРОЧКИН,
адвокаты КА «Таможенный адвокат» АП МО

 Статья "Новая адвокатская газета", № 7, 2010


Частью 1 ст. 25.1 КоАП РФ предусмотрено право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, знакомиться со всеми материалами дела. Но вправе ли лицо или его представитель знакомиться с материалами дела об административном правонарушении и получать копии документов, находящихся в деле, если производство по делу прекращено?

Судебная практика по вопросу применения указанных норм до недавнего времени практически отсутствовала. Однако адвокатам коллегии адвокатов «Таможенный адвокат» (далее - Коллегия) удалось добиться разрешения данного вопроса в пользу участников дел об административных правонарушениях.

В Коллегию обратились представители одной компании (далее - Компания) в связи со следующими обстоятельствами.

В течение 2008 г. одной из таможен в отношении Компании были возбуждены дела об административных правонарушениях (в общей сложности 17 дел). Далее производство по указанным делам об административных правонарушениях было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Отказ таможни

Получив копии постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, представитель Компании - адвокат Коллегии, действующий на основании ордера, подал в таможенный орган ходатайство о предоставлении для ознакомления материалов указанных дел об административных правонарушениях и запрос о предоставлении копий документов, находящихся в делах об административных правонарушениях.

В удовлетворении ходатайства и запроса таможней было отказано.

Отказ таможенный орган мотивировал тем, что производство по делам об административных правонарушениях окончено, постановления о прекращении данных дел вступили в законную силу, следовательно, Компания не является участником производства по делам об административных правонарушениях. По мнению таможни, указанные обстоятельства в силу ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ не наделяют Компанию правом знакомиться с материалами дела и получать копии документов.

Данные отказы таможенного органа были обжалованы адвокатами Коллегии в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру в порядке ст. 10 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» как противоречащие ст. 24 Конституции РФ, ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ в их совокупном толковании.

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура указала: «КоАП РФ не содержит прямого указания об ознакомлении адвоката с материалами дела, по которому принятое решение вступило в законную силу. В связи с этим спор, возникший по применению ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ подлежит разрешению в суде».

Таким образом, спор свелся к вопросу толкования и применения ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ.

Решение суда первой инстанции


Адвокатами Коллегии было подготовлено заявление в Арбитражный суд Иркутской области о признании незаконными отказов таможни в ознакомлении с материалами дел об административных правонарушениях и предоставлении копий документов, находящихся в данных делах.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований было отказано. Суд пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 24.4, 25.1 и 25.5 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, и его защитника могут быть реализованы только при производстве по делу об административном правонарушении в период с момента составления протокола об административном правонарушении и до рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Поскольку постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях Компанией не обжаловались и на момент обращения адвоката вступили в силу, в связи с чем Компания утратила статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следовательно, положения ст. 24.4, 25.1 и 25.5 КоАП РФ на возникшие между Компанией и таможней правоотношения не распространяются. Кроме того, суд указал, что при производстве по делам об административных правонарушениях другому адвокату, принимавшему участие в деле на стадии административного расследования, была предоставлена возможность ознакомления с материалами этих дел.

Одновременно суд пришел к выводу о том, что Компания не лишена возможности получить информацию об обстоятельствах дел об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьями 23 и 387 Таможенного кодекса РФ и приказом ГТК РФ от 2 февраля 2004 г. № 137 «Об утверждении Порядка предоставления заинтересованным лицам информации о них, имеющейся у таможенных органов».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, адвокаты Коллегии подали апелляционную жалобу.

Аргументы адвокатов


Адвокатами был проведен анализ норм законодательства, в той или иной степени закрепляющих право участников производства по делам об административных правонарушениях знакомиться с материалами дел. Исходя из содержания исследованных норм законодательства, адвокаты обратили внимание суда апелляционной инстанции на следующее.

Толкование ст. 24.4, 25.1 и 25.5 КоАП РФ, изложенное в решении суда первой инстанции, противоречит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Кроме того, в соответствии с главой 23 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

В п. 28.7-28.10 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной приказом ВАС РФ от 25 марта 2004 г. № 27, суд указал на право лиц, участвующих в деле, знакомиться с материалами судебных дел, переданных в архив, а также получать копии документов, находящихся в деле.

Иными словами, после рассмотрения арбитражными судами дела об административном правонарушении и вынесении окончательного решения по делу, в том числе постановления о прекращении производства по делу, лицо, в отношении которого велось производство по делу, вправе ознакомиться с материалами дела и получить необходимые копии документов.

Согласно п. 12.1 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом ВС РФ от 29 апреля 2003 г. № 36, судебные дела выдаются для ознакомления в помещении суда адвокатам, выступающим по делам в суде первой и апелляционной инстанций, а также знакомящимся с делами, оконченными производством.

При этом в решении ВС РФ от 3 апреля 2007 г. № ГКПИ07-40 по делу о проверке законности п. 13.6 указанной Инструкции (в прежней редакции) сделан следующий вывод: КоАП РФ предусматривает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела (ст. 25.1), такое же право принадлежит защитнику и представителю (ст. 25.5). В связи с этим обеспечение права на ознакомление с делом лицами, участвующими в деле, их представителями, а также иными лицами является неотъемлемой составляющей конституционного права граждан на судебную защиту и на доступ к правосудию.

Адвокаты сделали вывод о том, что законодательство предусматривает возможность ознакомления лиц, участвующих в деле, с материалами дела после окончания производства по делу об административном правонарушении без установления каких-либо временных рамок. При реализации права на ознакомление с материалами дела первостепенное значение имеет лишь правовой статус лица - знакомиться с материалами дел вправе лицо, являющееся участником по делу. В противном случае указанные Инструкции высших судебных органов противоречили бы нормам КоАП РФ.

Кроме того, толкование ст. 24.5, ч. 1 ст. 25.1, ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ применительно к рассмотрению дел в судебных органах, таможенных органах и иных органах, указанных в КоАП РФ, не может быть различным.

Следует отметить, что УПК РФ предусматривает право участников уголовного судопроизводства знакомиться с материалами уголовного дела, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (ст. 42, 44, 47, 53, 54, 55). В порядке гражданского судопроизводства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии (ст. 35 ГПК РФ).

Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2 , п. 4 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст. 25.5 КоАП РФ).

Исчерпывающий перечень полномочий адвоката содержится в п. 3 ст. 6 Закона об адвокатской деятельности: адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, а также имеет иные права. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. Таким образом, для адвоката не установлены какие-либо ограничения прав, в том числе права на ознакомление с материалами дел об административных правонарушениях.

Также в ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции адвокатами был отмечен тот факт, что производство по делам об административных правонарушениях прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.

В этой связи ознакомление с материалами прекращенного дела - средство обеспечения заинтересованному лицу права на обжалование постановления государственного органа в суд. Поэтому положительное решение рассматриваемого вопроса в первую очередь соответствует ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Из этой конституционной нормы и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, а также п. 2 и подп. «а» п. 3 ст. 2 и п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, следует, что государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

По смыслу статьи 6 Закона об адвокатской деятельности защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление по указанному делу. Защитник, представитель вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП РФ: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

На момент обращения адвоката Коллегии в таможенный орган с ходатайством об ознакомлении с материалами дел об административных правонарушениях срок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренный ст. 30.1, 30.9 с учетом ст. 30.3 КоАП РФ, не истек.

Таким образом, отказ таможенного органа в предоставлении информации по делам об административных правонарушениях по адвокатскому запросу создал препятствия для своевременного осуществления Заявителем права на судебную защиту, результатом которой могло быть прекращение производства по делам об административных правонарушениях по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Следует отметить, что суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 23 и 387 Таможенного кодекса РФ и приказ ГТК РФ от 2 февраля 2004 г. № 137 «Об утверждении Порядка предоставления заинтересованным лицам информации о них, имеющейся у таможенных органов», не учел, что в рассматриваемом случае спорные правоотношения между Компанией и таможенными органами возникли в связи с возбуждением и прекращением дел об административных правонарушениях, следовательно, в данном случае применимы положения КоАП РФ. Более того, указанные нормы не предусматривают право на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении в полном объеме, а лишь предоставляют возможность получить информацию в форме письма таможенного органа либо на магнитном носителе.

Позиция апелляционного суда


Четвертый арбитражный апелляционный суд нашел убедительными доводы адвокатов и пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Компании. Суд указал в постановлении, что при рассмотрении данного дела также подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда, выраженная в постановлении КС РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П: «Положение п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, предполагая прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, не допускает необоснованного ухудшения правового положения лица и не может рассматриваться как противоречащее целям защиты его прав и свобод...

Вместе с тем отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. Прекращение дела не является преградой для установления в других процедурах ни виновности лица в качестве основания для его привлечения к гражданской ответственности или его невиновности, ни незаконности имевшего место в отношении лица административного преследования в случае причинения ему вреда: споры о возмещении причиненного административным преследованием имущественного ущерба и о компенсации морального вреда или, напротив, о взыскании имущественного ущерба и морального вреда в пользу потерпевшего от административного правонарушения разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства (ст. 4.7 КоАП РФ). <...>

В любом случае прекращение производства по делу об административном правонарушении за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать использованию материалов данного дела в качестве доказательств в другом производстве. При этом, поскольку в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ), то, как следует из ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, распространяющей данное правило на решения по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, эти обстоятельства подлежат проверке также при рассмотрении в установленном порядке жалобы на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. <...>

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства положение п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предполагает, что в случае, когда производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, проверка и оценка выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях конкретного лица состава административного правонарушения не исключаются. Иное препятствовало бы судебной защите прав и свобод граждан, делая иллюзорным механизм компенсации вреда, причиненного в результате злоупотребления властью, и, соответственно, противоречило бы статьям 19, 45, 46, 52 и 53 Конституции РФ».

С учетом приведенной позиции Конституционного Суда РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что «в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении и в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности положения ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1 и ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ не могут являться основанием для отказа в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении либо выдачи копий документов, имеющихся в таком деле».

Суд апелляционной инстанции отметил в своем постановлении: «То обстоятельство, что при производстве по делам об административных правонарушениях с материалами этих дел был ознакомлен другой представитель Компании, не имеет правового значения, поскольку лицо, привлекавшееся к административной ответственности, не может быть ограничено в праве на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении и после прекращения производства по этому делу».

Суд также принял во внимание довод адвокатов о том, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях иными государственными органами, нежели судом, лица, в отношении которых возбуждены дела, должны обладать не меньшими правами и гарантиями, и подчеркнул: «Иное противоречило бы принципу равенства перед законом».

Тем самым, Четвертый арбитражный апелляционный суд четко и обоснованно высказался в отношении пределов применения ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ, разрешив вопрос, ставший как для Компании, так и для адвокатов принципиальным, поскольку нарушение процессуальных прав, установленных Конституцией РФ, не может оставаться безнаказанным.


назад




  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2017 Rambler's Top100