русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
www.customs-advocate.ru 
 охрана интеллектуальной собственности в украине в условиях вто, официальный сборник докладов международной конференции "таможенный союз - украина: перспективы, риски, возможности".       

 последние новости       

15.09.2017
НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ПРИНЦИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ
далее...

15.09.2017
ЕЭК предложила экспертам выбрать товары для маркировки
далее...


Охрана интеллектуальной собственности в Украине в условиях ВТО

официальный сборник докладов Международной конференции
"Таможенный союз - Украина: перспективы, риски, возможности"

Автор: Черняк Татьяна Николаевна,
Генеральный представитель Коллегии адвокатов «ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ» в Украине,  директор юридической компании «Курочкин и партнеры» (Украина, Киев)

Требования увеличения объема украинского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу стра­ны, повышать конкурентоспособность украинской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия, обеспе­чивающие доступ украинской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Украина может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве.

Поэтому Украина активно налаживает связи с международными экономическими организациями, а в 2008 г. вступила в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию, которая призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.

ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.  Это организация, которая является наиболее мощной с точки зрения влияния на состояние процесса регулирования мировой экономики, поскольку оперирует целой системой правил ее ведения и связанных с ними форм внешнеэкономической деятельности. Поэтому вступление в ВТО является обязательным для любого государства, которое хочет интегрироваться в мировую экономику, которое хочет влиять на формирование правил международных экономических связей. Это решающий аргумент. Следует также сказать, что вступая в эту организацию, каждая страна принимает на себя обязательство по присоединению ко всей системе соглашений ВТО, которые ею наработаны.

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых споров в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Вступление Украины в ВТО - серьезный шаг для Украины, ее экономики и существующего правопорядка, который обязывает Украину следовать предписаниям права ВТО, что само собой является чрезвычайно трудной задачей по причине сложности и насыщенности правовой системы, созданной в рамках ВТО.

Для вхождения Украины в ВТО требовалось принятие различных правовых норм, среди которых значительное место занимает правовая защита интеллектуальной собственности.

Проблемы охраны интеллектуальной собственности сегодня вышли в мире на первый план и стали уже не просто юридическим или коммерческим вопросом.
Вследствие всеобъемлющей интеллектуализации современной мировой экономики они все более становятся политической проблемой,
связанной с экономической безопасностью и требуют стратегических подходов к их решению. Процессы интеллектуализации достигли чрезвычайно
высокой интенсивности, немыслимой еще десятилетия назад.

Важно учитывать, что в основном уже сформировалась глобальная система регулирования охраны интеллектуальной собственности. Украина должна адаптироваться к ней, если намерена развиваться как составная часть мирового хозяйства, а не как экономика, отгороженная от мировых тенденций социально-экономического и технологического развития. И за последние годы Украина значительно активизировала процесс вхождения в мировые структуры, регулирующие интеллектуальную собственность.

За годы независимости в Украине создана современная законодательная база относительно защиты прав интеллектуальной собственности, которая согласовывается с общепризнанными на международном уровне подходами к обеспечению такой защиты, в частности с требованиями Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашения TRIPS) Всемирной организации торговли. В рамках международных требований обеспечивается реализация основных положений законодательства Украины в отмеченной сфере.

С начала 90-х годов в Украине были предприняты шаги по кардинальной перестройке правовых норм, регулирующих защиту интеллектуальной собственности. Законодательство в этой сфере было в значительной мере приближено к международным стандартам. Более того, в принятых законах был закреплен приоритет международных договоров, в которых участвует Украина, над внутренним Украинским законодательством. Это положение создало предпосылки для дальнейшего совершенствования украинского права в соответствии с международными стандартами.

Процесс присоединения Украины к ВТО длился с 1993 года, начиная с присоединения к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (далее - ГАТТ). Работа же по изменениям в законодательстве началась только в 2001 году, когда Указом Президента Украины «О дополнительных мерах по ускорению вступления Украины во Всемирную торговую организацию» от 5 сентября 2001 года № 797/2001 (с последними изменениями от 13 июля 2005 года) было предусмотрено прямое указание Кабинету Министров Украины относительно разработки и обеспечения принятия перечня законов, направленных на гармонизацию законодательства Украины с требованиями и нормами системы соглашений ВТО.

Стремление Украины к евроинтеграции и вступлению страны в ВТО привело к изменению правил игры на украинском рынке интеллектуальной собственности. Сфера, которой в Украине раньше не уделялось достаточного внимания, стала предметом оживленных обсуждений на различных уровнях. Одним из плодов таких дискуссий стал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о правовой охране интеллектуальной собственности». Его нормы вносят поправки в девять отечественных законодательных актов и приводят украинское законодательство в соответствие с требованиями Международного соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности (TRIPS) - одно из требований к любой стране, стремящейся получить членство в ВТО.

Всего за это время были внесены изменения в более чем 70 законов и значительное количество подзаконных актов, часть из которых уже действуют, а для некоторых норм установлены специальные сроки - через 5 лет после вступления Украины в ВТО. Хочу отметить, что некоторые из необходимых законов принимались одновременно с ратификацией Протокола о вступлении в ВТО. Как известно, 5 февраля 2008 г. Президент Украины подписал Протокол о вступлении Украины в ВТО. 10 апреля 2008 г. этот документ был ратифицирован парламентом, а 16 апреля соответствующий закон был подписан Президентом. Таким образом, уже 16 мая 2008 г. Украина стала полноправным членом Всемирной торговой организации.

Несомненно, в попытке произвести гармонизацию национального права с правом ВТО Украина внесла в национальное законодательство весьма существенные изменения, которые обеспечили некоторое соответствие обеих систем. Всемирная организация защиты интеллектуальной собственности отметила значительные положительные изменения в украинском законодательстве в этой сфере. Кроме того, как отмечается в письме этой организации, в Украине создана одна из самых эффективных систем защиты прав интеллектуальной собственности в Восточной Европе. То есть законодательство соответствует мировым требованиям. Учитывая это, Украина получила право стать членом Всемирной торговой организации.

Нормы защиты прав интеллектуальной собственности в рамках ВТО обязывают Украину, как развивающуюся страну, ввести в течение пяти лет после вступления в ВТО жесткий национальный режим правовой охраны интеллектуальной собственности, соответствующий минимальным западным стандартам. Основу ВТО составляют три взаимосвязанных многосторонних Соглашения: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS). Отражение вопросов интеллектуальной собственности в каждом из этих трех Соглашений определяет интеллектуальную собственность как универсальный критерий, без урегулирования прав на которую становится невозможным пребывание страны в ВТО. Украина взяла на себя обязательства относительно соблюдения положений соглашений ВТО, в том числе Соглашения TRIPS со дня вступления Украины в ВТО.

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS) в настоящее время является основным международно-правовым документом, на основе которого осуществляется пра­вовое регулирование в области интеллектуальной собственности. Члены ВТО могут, но не обязаны осуществлять в своих нацио­нальных законах более обширную охрану при условии, что такая охрана не противоречит положениям Соглашения. В Соглашении TRIPS интеллектуальная собственность стала базисным элементом и основным критерием его эффективного исполнения. Данное соглашение охватывает самые разные аспекты интеллектуальной собственности.

Концепцию Соглашения TRIPS отражают три его составляющих:

  • стандарты (минимальные стандарты защиты ИС, которые должен обеспечить и соблюдать каждый участник ВТО). ВТО гарантирует отказ государств-участников от установления своих собственных стандартов и подчинение определенным требованиям, касающимся определения сферы применения стандартов и процесса их разработки и введения;
  • исполнение (все основные положения и общие принципы, которые применяются этим Соглашением, являются обязательными для выполнения странами, участвующими в ВТО);
  • урегулирование споров (с помощью процедур ВТО могут быть обеспечены права на интеллектуальную собственность).

Соглашение ТРИПС предусматривает санкции против злоупотреблений правами на ИС.

Украина, как член ВТО, должна обеспечить равноценную защиту прав на интеллектуальную собственность собственникам из других стран ВТО.

Рассмотрим подробнее те изменения, которые произошли в национальном законодательстве в связи со вступлением Украины в ВТО.

Прежде всего, принятый Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о правовой охране интеллектуальной собственности» усиливает ответственность за нарушение авторских и смежных прав, нарушение прав на объекты промышленной собственности и за незаконное использование товарного знака. TRIPS обязывает страны-члены ВТО обеспечить «эффективные меры против любых действий, нарушающих права интеллектуальной собственности». В соглашении указываются три основные отрасли, в которых эта цель должна быть достигнута: гражданское, административное и уголовное право. В то же время, по словам разработчиков документа, такие меры позволят снизить количество злоупотреблений в этой сфере. В частности, изменениями в Уголовно-процессуальный кодекс повышен размер штрафов за соответствующие нарушения и установлен новый вид наказания - лишение свободы.

Нарушение прав на интеллектуальную собственность будет караться штрафом от 200 до 2000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением свободы сроком от 6 месяцев до 5 лет. Интересно, что за такие нарушения, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения, предусмотрен штраф от 500 до 1000 не облагаемых налогом доходов граждан или лишение свободы сроком до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет.

Кроме того, внесены изменения в Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы. Нововведения дают право субъекту, чьи права нарушены или существует такая угроза, обратиться в суд с заявлением о принятии мер пресечения до подачи иска. К таким мерам отнесены осмотр помещений, где происходят действия, связанные с нарушением, и арест имущества нарушителя. Решение суда можно обжаловать в апелляционном суде. Но отмена мер пресечения происходит только после удовлетворения апелляции, а не с момента ее подачи в суд. За невыполнение постановления о принятии мер пресечения, если эти действия не подлежат уголовной ответственности, предусмотрен штраф в размере одного не облагаемого налогами дохода граждан.

Одной из существенных побед закона его авторы считают закрепление в документе понятия «хорошо известный товарный знак». Соответствующие изменения внесены в Закон «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Определено, что такой знак охраняется на уровне со знаками, зарегистрированными в Украине, и не требует обязательной регистрации. Более того, хорошо известный знак не может быть зарегистрирован без согласия его владельца для любой продукции независимо от товарных позиций владельца бренда. Решение о признании знака хорошо известным принимает Апелляционная палата в составе Госдепартамента интеллектуальной собственности или суд.

Также запрещена регистрация товарного знака, похожего или подобного зарегистрированному раньше в той же группе товара. Что касается соотношения товарных знаков и географических указаний происхождения товаров, то новый закон отменил норму, позволявшую позже зарегистрированному географическому указанию отменять ранее зарегистрированный знак для товаров и услуг.

Изменениями в Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», помимо прочего, введена защита товарного знака в сети интернет, в том числе в доменных именах. Такое применение знака признается его использованием, аналогичным любому другому использованию. Следовательно, теперь для использования фирменного наименования в доменных именах третьего уровня (например - фирма.kiev.ua) регистраторы, вероятно, будут требовать свидетельство на знак для товаров и услуг, как это сегодня предусмотрено правилами регистрации в домене .ua (фирма.ua). С другой стороны, теперь можно обжаловать регистрацию домена с названием фирмы посторонним лицом с целью продажи прав на него владельцу фирмы.

Не обошел закон и пользователей аудио- и видеопроизведений. Новоизмененный Закон «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает обязательную выплату вознаграждения автору за использование произведения для третьих лиц. Без санкции автора разрешается использование аудио-, видеопроизведений только в домашних условиях исключительно с частной целью или для круга семьи, но с выплатой вознаграждения правовладельцам.

Также значительно изменились размеры сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности. В частности, постановлением КМУ от 19 сентября 2007 года № 1148 утверждены изменения в «Порядок уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности». Со вступлением в ВТО действует единственная шкала сборов, то есть размер сбора не зависит от страны, где находится плательщик. Размеры сборов значительно выше, чем сборы, которые были установлены для резидентов стран с валовым национальным доходом на душу населения меньше трех тысяч долларов США в год, однако ниже сборов, которые на данное время платят резиденты других государств.

При этом, если раньше авторы изобретения, полезной модели, промышленного образца или топографии интегральной микросхемы платили большую часть сборов относительно указанных объектов в размере 50 % от установленных ставок, то со вступлением в ВТО отмеченные категории лиц платят соответствующие сборы в размере только 5 % от установленных ставок. Кроме того, установлены льготы для неприбыльных учреждений и организаций, которые будут платить эти сборы в размере 10 %. Все отмеченные льготы не применяются к сборам при выдаче лицензий и передаче прав на вышеперечисленные объекты интеллектуальной собственности.

Новые ставки сборов устанавливаются в национальной валюте Украины, хотя, как и раньше, резиденты других стран смогут платить в долларах США или евро по курсу НБУ на день уплаты.

31 мая 2007 года был принят Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по правовой охране интеллектуальной собственности относительно выполнения требований, связанных со вступлением Украины в ВТО".

Целью закона является нормативно-правовое обеспечение выполнения обязательств Украины по вступлению во Всемирную торговую организацию.

Законом предусмотрено внесение изменений в Уголовный и Гражданский кодексы Украины с целью приведения отечественного законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в соответствие с требованиями статьи 46 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Принятие указанного Закона позволит предотвратить повторное введение в гражданский оборот контрафактной продукции, а также орудий и материалов, которые специально использовались для ее изготовления.

С целью совершенствования процедур контроля за перемещением через таможенную границу Украины товаров, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности, их регистрации, было принято нормативно правовые акты, которыми внесено изменения в законодательство Украины по вопросам таможенного дела относительно содействия защите прав интеллектуальной собственности. Положения этих нормативно правовых актов базируются на положениях Соглашения из торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, которые являются одним из 28 Соглашений системы ГАТТ/ВТО, и направлены на гармонизацию таможенного законодательства Украины в сфере защиты прав интеллектуальной собственности с общепринятыми в европейской и мировой практике нормами и стандартами.

Следовательно, изменения и дополнения, внесенные в таможенное законодательство Законом Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины» (относительно содействия защите прав интеллектуальной собственности во время перемещения товаров через таможенную границу Украины) от 16 ноября в 2006 г. № 359-v, касаются:

- установления ответственности правообладателя перед владельцем товара, таможенное оформление которого приостановлено, но факт нарушения прав интеллектуальной собственности не доказан (ст. 56 Соглашения ТРИПС);

- предоставления права таможенным органам приостанавливать таможенное оформление товара по собственной инициативе в случае перемещения через таможенную границу Украины товара, относительно которого не подано заявление о содействии защите имущественных прав на объект права интеллектуальной собственности, но есть достаточные основания считать, что во время его перемещения может быть нарушено право на объект права интеллектуальной собственности (применение действия Ex Offici, что предусмотрена ст. 58 Соглашения ТРИПС);

- применения требований, которые содержатся в ст. 59 Соглашения ТРИПС, и касаются запрещения вывоза из таможенной территории в неизменном виде товаров, таможенное оформление которых приостановлено по подозрению в нарушении прав интеллектуальной собственности (распоряжение такими товарами будет осуществляться на основании решения суда за результатами установления факта нарушения прав интеллектуальной собственности);

- неприменения мероприятий, связанных с приостановкой таможенного контроля и таможенного оформления относительно товаров, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности, и перемещаются через территорию Украины транзитом или ввозятся на таможенную территорию Украины или вывозятся из нее физическими лицами для собственного использования и не предназначенные для производственной или другой предпринимательской деятельности, пересылаются в международных почтовых и экспресс отправлениях (ст. 60 Соглашения ТРИПС). Кроме того, в связи с изменением порядка регистрации в таможенном реестре и с целью выполнения требований вступления Украины к ВТО отменено требование относительно уплаты таможенных сборов, которые производились за внесение товаров, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности, к таможенному реестру, за продолжение срока регистрации и внесения изменений к такому реестру.

Присоединение к ВТО - это присоединение Украины к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение Украины к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития. Членство какого-либо государства в ВТО является в настоящее время важнейшим условием его интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта. Не будет преувеличением сказать, что установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности. Итак, членство во Всемирной торговой организации - это не просто вступление в клуб избранных, а, скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе.


назад




  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2017 Rambler's Top100