русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
www.customs-advocate.ru 
 концепция переноса таможенных органов в места, приближенные к государственной границе. актуальные вопросы и текущий статус реализации концепции.       

 последние новости       

15.09.2017
НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ПРИНЦИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ
далее...

15.09.2017
ЕЭК предложила экспертам выбрать товары для маркировки
далее...


  Концепция переноса таможенных органов в места, приближенные к государственной границе. Актуальные вопросы и текущий статус реализации Концепции

Автор: Константин Леонидович Курочкин,
Руководитель Коллегии адвокатов "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ", адвокат

Еще в 2008 году ФТС России был издан приказ от 1 октября 2008 № 1221 «О  решении коллегии ФТС России от 29 августа 2008 года «О проекте концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» (далее - Концепция).

Концепция предусматривала, что к 2014 году на границе будут оформляться все товары, ввозимые автомобильным транспортом. Исключение составили лишь ряд номенклатур, и соответственно специализированные таможенные органы, которых, тем не менее, реорганизация также коснулась.

Цель такой глобальной реорганизации заключалась в том, чтобы импортный груз после пересечения границы не шел под таможенным транзитом в центральные регионы страны и крупные мегаполисы для завершения процедур, а сразу после «таможенной очистки» мог двигаться в любом направлении, сокращая при этом время доставки до конечного потребителя.

Учитывая тесную взаимосвязь между развитием таможенной инфраструктуры и развитием транспортно-логистической инфраструктуры региона, на сегодняшний день вопрос реализации Концепции актуален как для государственных контролирующих органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.

Решение указанных проблем предполагалось осуществить путем создания за пределами мегаполисов крупных таможенно-логистических терминалов (далее - ТЛК), также важнейшей целью ставилась оптимизация таможенного оформления.

Вместе с тем, еще на этапе обсуждения Концепции участниками рынка «околотаможенных» услуг, высказывались мнения о том, что планируемые изменения не только не устранят проблемы, но и приведут к усугублению ситуации.

Несмотря на многочисленную и зачастую обоснованную критику реализация главного проекта в рамках осуществления Концепции - перенос таможенного оформления грузов в приграничные районы - продолжается.

На сегодняшний день мы имеем возможность оценить результаты уже совершившихся изменений и перспективу планируемых мероприятий по реализации Концепции.

Изначально актуальность реализации Концепции обосновывалась  необходимостью перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации в связи с ростом внешнеторгового оборота Российской Федерации, проблемой чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города.

Вместе с тем негативных последствий избежать не удалось. И пожалуй самым наболевшим для участников ВЭД вопросом продолжает оставаться ситуация с местами оформления, которые активно реформируются таможней в рамках Концепции.

На практике переход к оформлению большей части грузов на приграничных территориях происходит в условиях того, что сами пункты не подготовлены к принятию большего грузопотока. Естественно такая ситуация приводит к очередям на границе, увеличению времени таможенного контроля, что неизбежно влечет дополнительные затраты для импортеров.

Для того, чтобы оценить возможные последствия очередной волны реорганизации таможенных органов достаточно вспомнить результаты реорганизации (ликвидации) Московских таможен (Северная, Южная, Восточная, Западная), вместе с которыми практически единовременно прекратили свою деятельность около трети складов временного хранения, обслуживавших значительную часть товаропотока.

Аналогичные проблемы возникли и в результате ликвидации двух таможенных постов на самых крупных терминалах в Санкт-Петербурге. Что привело, как и в случае с Московским регионом, к существенным проблемам для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку существующие посты и склады временного хранения оказались физически не готовы обслужить весь поток грузовых автомобилей.

Однако процесс переноса таможенных структур  на границу продолжается.

Так, в текущем году прекратил существование ряд подразделений в Московской области, которые теперь объединены в Московскую областную таможню. При этом было ликвидировано 19 постов, то есть более половины.

На сегодня, планировавшийся ранее вывод таможенного декларирования товаров из Московской области в приграничные районы страны приостановлен.

Как поясняют в Центральном таможенном управлении, в ближайшее время планируется только перенос таможенного контроля грузов, ввозимых автотранспортом.

Речь идет о фактическом контроле ввозимых товаров, который включает осмотр и досмотр товаров, проверку сопроводительной документов и прочее. При этом вывод контроля не должен коснуться  порядка 40% прибывающих сейчас в Московскую область товаров - скоропортящиеся продукты питания, лекарства, диппочты и почты  т.д.

В то же время для разгрузки транспортных потоков в столице планируется вынос таможенного оформления части железнодорожных грузов и грузовых дворов в Московскую и соседние области.

Реализация проекта может начаться уже в августе. При этом планируется, что изменения коснутся только тех грузов, которые поступают в столицу железнодорожным транспортом под таможенным контролем.

Среди мер по оптимизации транспортной инфраструктуры мегаполиса также определены мероприятия по управлению грузовыми потоками. В том числе - вывод таможенных объектов за пределы города. На сегодняшний день уже согласованы приоритетные места за ее пределами для совершения таможенных операций, связанных с фактическим контролем, разгрузкой или перегрузкой товаров, поступающих по железной дороге. Это Михневский таможенный пост Московской таможни (Московская область, Подольский район), таможенно-складской комплекс "Таском" (г. Обнинск, Калужская область), транспортно-логистический комплекс "РОСВА" (ст. Воротынск, Калужская область).

Что же касается формирования других региональных таможенных органов, действующих на территории Центрального округа, то те областные таможни, где нет пунктов пропуска и где невелики объемы таможенного декларирования, скорее всего, будут преобразованы в таможенные посты с присоединением к более крупным таможням.

На сегодняшний день уже можно говорить о том, что наиболее «болезненно» изменения в структуре таможенных органов сказались на импортерах продуктов питания и скоропортящейся продукции, для которых увеличение сроков таможенного оформления обернулось значительными убытками.

Сегодня повторения подобной ситуации опасаются импортеры фармацевтической продукции - количество таможенных постов в Московской области, предназначенных для оформления лекарственных средств, может сократиться с 20 до 4.

Всего же, как сообщает ФТС России, по итогам 2010 года проведены мероприятия по ликвидации 56 и созданию 26 таможенных постов.

Федеральная таможенная служба при этом признает, что технологии, которые могли бы снизить нагрузку на пунктах пропуска, скоро будут исчерпаны. Таким образом, ключевой проблемой и причиной очередей остается неразвитая инфраструктура таможенных постов.

На наш взгляд способом решения сложившихся проблем является согласование ФТС России действий по реорганизации с участниками внешнеэкономической деятельности. Такие меры на наш взгляд позволят минимизировать те риски, избежать которых на первом этапе реорганизации не удалось.

Положительными результатом реализации  Концепции явилось введение института обязательного предварительного информирования, совершенствование института предварительного декларирования, прежде всего в части установления возможности завершения основного количества таможенных операций, необходимых для выпуска товаров до их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, совершенствование порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления и ряда других положений.

Создание Таможенного союза  послужило дополнительным толчком к осуществлению мер по реализации Концепции. 

Изменение законодательства в связи с началом функционирования  Таможенного союза затронуло практически все компании, участвующие во внешней торговле, независимо от того, ведут они торговые операции с резидентами стран - участниц ТС или осуществляют их с коммерческими партнерами из третьих стран. Безусловно, в деятельности бизнес-структур, работающих с партнерами из стран - участниц Таможенного союза, произошли наибольшие изменения.

Образование Таможенного союза привело к значительным изменениям в таможенном законодательстве. Были приняты и вступили в силу основные договоры, регламентирующие таможенное регулирование на территории Таможенного союза и Российской Федерации. К таковым относятся:

- Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, который применяется на территории Таможенного союза с 1 января 2010 года.
- С1 июля2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010- в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Таможенный кодекс является основополагающим актом в сфере регулирования таможенных правоотношений на территории государств-членов Таможенного союза.
- 29 декабря 2010 года вступил в силу федеральный закон
«О таможенном регулировании в РФ», который по своей сути заменил Таможенный Кодекс РФ.
- С 1 января 2010 года вступили в силу основные соглашения в сфере обеспечения на территории Таможенного союза применения единых мер нетарифного регулирования.

Безусловно, развитие законодательной базы создает огромное количество новых возможностей для участников рынка, поскольку создание Таможенного союза означает расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся национальных экономик, существенное сокращение издержек.

За последнее время в практику был запущен колоссальный объем документов, изменения коснулись практически всех сфер таможенного регулирования.

Так, создана правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая наряду с предварительным информированием и электронным декларированием выводит таможенное администрирование на качественно новый уровень. Основой технологии удаленного выпуска является разделение процесса таможенного контроля на документальный и фактический контроль, которые осуществляют различные таможенные органы. Это позволяет сокращать поток большегрузного автотранспорта, следующего в крупные города, упрощает документооборот, снижает расходы участников ВЭД, уменьшает время проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров.

При этом внедрение интернет-технологии при электронном представлении сведений - одна из приоритетных задач таможенных органов. С 2014 года предусмотрен полный переход на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации и документов, на основании которых она заполнена.

Однако, на данный момент технология электронного декларирования работает далеко не безупречно, участники внешнеэкономической деятельности уже столкнулись с проблемой применения электронно-цифровой подписи и, как это ни парадоксально, необходимостью дублирования электронной ТД комплектом документов на бумаге.

Положительно оценивается введение института уполномоченного экономического оператора. Уполномоченный экономический оператор, включенный в соответствующий реестр, сможет применять специальные упрощения, предусматривающие временное хранение товаров на своих складах (открытых площадках, иных территориях), выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение отдельных таможенных операций, связанных с выпуском товаров, непосредственно на складах (открытых площадках, иных территориях) уполномоченного экономического оператора.

Данный институт предоставляет реальные возможности для упрощения таможенных процедур. Надежды многих компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связаны с тем, что именно реализация технологии уполномоченного экономического оператора позволит им не только существенно сократить сроки таможенного оформления импорта, но и уменьшить затраты на таможенное оформление. Важно, что одной из особенностей работы уполномоченного экономического оператора, занимающегося производственной деятельностью, является появление у него возможности практически полностью отказаться от использования услуг складов временного хранения.

Однако вопрос относительно времени, когда институт уполномоченного экономического оператора реально начнет работать, остается открытым.

Таможенное законодательство находится в постоянном развитии, что, безусловно, усложняет решение стоящих перед участниками внешнеэкономической деятельности задач, так как приводит и к изменению рыночных условий.  В таких условиях, на наш взгляд, необходим комплексный подход к решению поставленных задач, поскольку только таким образом можно добиться результатов, которые позволят вести успешный бизнес.


назад




  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2017 Rambler's Top100