русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
www.customs-advocate.ru 
 таможенный союз республики беларусь, республики казахстан и российской федерации       

 последние новости       

15.09.2017
НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ПРИНЦИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ
далее...

15.09.2017
ЕЭК предложила экспертам выбрать товары для маркировки
далее...


  Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации

Автор: Ирина Леонидовна Вахтерова - руководитель группы прававого консалтинга
Коллегии адвокатов "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ"

Видеозапись интервью.

"Добрый день уважаемые дамы и господа. Меня зовут Ирина Вахтерова. Я являюсь руководителем группы правового консалтинга в Коллегии адвокатов «ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ». Как уже следует из названия коллегии, мы сталкиваемся с вопросами таможни ежедневно. Вопросы, я думаю, возникают у всех импортеров, экспортеров и участников ВЭД. Но сегодня цель моей презентации рассказать, что происходит в рамках Таможенного союза. Как вы знаете, существует он уже больше года и в законодательстве произошла масса изменений. Сегодня я хочу рассказать, что произошло, и какие изменения готовятся, чтобы вы были готовы к тому, что ждать и как работать в новых условиях.

Для начала хочу напомнить вам цели создания Таможенного союза.


Основная концепция развития Таможенного союза, это интеграция в ЕврАзЭС. Первоначально начиналось все с режима свободной торговли, именно с отмены пошлин и ограничительных мер торговли, затем создание Таможенного союза и конечная цель - это создание единственного экономического пространства, предполагающего свободное перемещение услуг, капиталов и рабочей силы.

Каковы этапы становления? 


Таможенный союз начинался, по сути, с 1 января 2010 года. Именно с этой даты были введены в действие Единый таможенный тариф и ряд мер нетарифного регулирования. То есть были приняты единые ставки пошлин по основным категориям товаров. Так же ключевым является 1 июля 2011 года, поскольку завершается формирование единой таможенной территории, поскольку с 1 июля 2011года таможенный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. Финальной стадией, завершающей, планируется переход к единому экономическому пространству, как я говорила, планируется его осуществить к 1 января 2012 года.

Безусловно, уже сейчас в работе находится масса документов, масса соглашений, позволяющих перейти к Единому экономическому пространству. Поскольку, как вы понимаете, Единое экономическое пространство, это не только таможня, а изменение коснутся налоговой, валютной и ряда других отраслей законодательства. Сейчас все проекты соглашений, которые разрабатываются, согласуются, они все есть и для того, чтобы подготовиться к 1 января 2012 года уже сейчас нужно начинать их изучать.

В настоящее время участниками Таможенного союза являются три государства - это Россия, Беларусь и Казахстан, но рассматривается возможность расширения Таможенного союза. Например, правительство Кыргызской Республики подписало Протокол о начале процедуры присоединения к Таможенному союзу.


Здесь, безусловно, могут возникнуть сложности, потому что Кыргызстан является членом ВТО, потому что тарифные ставки таможенных пошлин унифицированы, естественно, они несколько не совпадают с тем уровнем ставок, которые применяются в ВТО. Но эта проблема решаема и полагаю, что в ближайшее время Таможенный союз будет состоять уже из четырех государств.

Также рассматривается вопрос о присоединении Украины к Таможенному союзу.


Вопрос, как я думаю, достаточно спорный и наверняка вы и по прессе и по телевидению и по газетам слышали, видели и знаете, что Украина так же является членом ВТО и сейчас ведет серьезные переговоры с Европейским союзом о возможности заключения договора о зоне свободной торговли. На сегодняшний день это концепция, именно присоединение к ЕС, являются ключевой для Украины. Но так же рассматривается и возможность присоединения к Таможенному союзу.

В декабре прошлого года проводили международную конференцию как раз в Украине, посвященную Таможенному союзу, и планировалось, что мы будем обсуждать вопросы участников ВЭД, то есть просто вопросы импорта и экспорта. Но так получилось, что большинство вопросов и экономисты и политологи поднимали именно о том, насколько Украине необходимо присоединение к Таможенному союзу, именно как полноценному члену Таможенного союза. Мнения разошлись, но, наверное, по любому вопросу существуют сторонники и противники. Подождем, что будет дальше, но уже в ближайшее время планируется подписание соглашения о зоне свободной торговле с Украиной. Надеемся, что они останутся нашими партнерами и вполне возможно, что на каких-то иных условиях может быть станут членами Таможенного союза.

Продолжая о существующем Таможенном союзе нельзя не отметить, что, безусловно, вступление в силу Таможенного кодекса, в принципе функционирование Таможенного союза, естественно существенно поменяло законодательство, в частности таможенное законодательство.


С 1 января 2010 года действует Единый таможенный тариф. С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Хотя прошел уже год, возникает масса вопросов и, к сожалению, как применять этот Кодекс на практике еще не совсем понятно, хотя законодательство унифицировано, но та практика, которая уже была наработана таможенными органами государствами-членами Таможенного союза, в какой-то степени продолжает сохраняться, поскольку сложно сразу перейти на какое-то новое законодательство. Безусловно, издается большое количество нормативных актов. Во-первых, это решения Комиссии Таможенного союза, которые являются обязательными для участников-государств Таможенного союза, но так же и подзаконные акты на уровне национального регулирования. Часть вопросов Таможенного кодекса Таможенного союза отнесено к национальному регулированию и здесь уже издаются приказы, инструкции ФТС, которые, по сути, поясняют таможенное законодательство, в частности Таможенный кодекс Таможенного союза. Но наш опыт показывает, что одна и та же норма трактуется разными государствами Таможенного союза по-разному и это приводит именно к практическим проблемам, с которыми опять же сталкиваются импортеры и экспортеры.

С 29 декабря 2010 года вступил в силу закон «О таможенном регулировании в РФ». По сути, каких-либо новых норм он не установил, то есть определяет только какие-то вещи, которые действительно отнесли на уровень регулирования национального законодательства.

До сих пор издается достаточное количество, и подписываются соглашения Таможенного союза по вопросам тарифного и нетарифного регулирования. Я не буду сейчас подробно останавливаться на этих соглашениях, поскольку все они опубликованы, их можно найти на сайте Комиссии Таможенного союза, ознакомиться с ними. Более того там уже есть и подзаконные акты, которые были приняты в рамках данных соглашений и достаточно они систематизированы.

Что же изменилось с началом функционирования Таможенного союза? Как я уже говорила, был принят Единый таможенный тариф Таможенного союза, который означает, по сути, унификацию ставок ввозных таможенных пошлин.


Эти ставки систематизированы в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таким образом, во всех странах применяется товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на основе, которой разработаны единые тарифы с унифицированными ставками. Пока не по всем товарам ставки унифицированы, но, безусловно, к 1 июля 2012 года планируется полная унификация, поскольку предполагается уже начало функционирования Единого экономического пространства.

Что касается мер нетарифного регулирования.


Основные области, которых коснулись изменения, это техническое регулирование, лицензирование, санитарные меры, ветеринарные меры и карантин растений. Еще раз повторю, что все соглашения по нетарифным мерам опубликованы и с ними можно ознакомиться. Я хочу рассказать лишь о концепции в соответствии, с которой регулируются меры нетарифного регулирования.


Итак, с 1 июля действует альтернативная основа применения мер нетарифного регулирования. Что это значит? Это значит, что применяется как национальный режим регулирования, так и единый режим регулирования. Это означает следующее, что в рамках Таможенного союза, безусловно, меры нетарифного регулирования должны быть едиными, но к 1 июля 2010 года государства-члены Таможенного союза оказались не совсем готовы к тому, чтобы применять единые нормы технического регулирования, технические регламенты.


В настоящее время действуют технические регламенты, утвержденные национальными органами, и они будут действовать до вступления в силу союзных технических регламентов. А сейчас, насколько мне известно, окончательно не утвержден еще ни один технический регламент Таможенного союза, многие из них находятся еще в стадии разработки и в стадии публичного обсуждения. Соответственно, единый режим таможенного регулирования предполагает и выдачу единых форм сертификатов в соответствии с декларацией о соответствии. Соглашение существует и уже существуют органы по сертификации, которые аккредитованы и уполномочены выдавать именно единые сертификаты. Но опять же осталось ждать, когда же вступят в силу технические регламенты и уже по мерам нетарифного регулирования не останется никаких дополнительных вопросов.

Как показал практический опыт работы при функционировании Таможенного союза, к сожалению, существуют некоторые недоработки.


Специалисты, эксперты пришли к выводу, что все-таки Таможенный кодекс Таможенного союза нуждается в доработке, нуждается в доработке соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и еще ряд соглашений. Это естественный процесс, поскольку только на практике можно понять, а как же будут применяться те теоретические нормы, которые были прописаны в Таможенном кодексе и ряде достаточно важных соглашений. Более того выяснилось, что крайне необходима разработка дополнительных документов, поскольку не все вопросы, которые на первый взгляд казалось бы уже на практике достаточно давно применяются, могут быть решены в рамках законодательства Таможенного союза.


Например, существует масса вопросов, связанных с привлечением к ответственности, поскольку административные нормы сейчас применяются на уровне национального законодательства. Но учитывая, что есть единое правило, по которому участники ВЭД осуществляют импорт и экспорт, то соответственно, по сути, должны в какой-то мере быть унифицированы нормы, связанные с возможной ответственностью. Более того, сейчас в проекте, в разработке находится соглашение «О единой форме счетов-фактур», что в принципе в дальнейшем в рамках уже функционирования Единого экономического пространства и унификации налогового законодательства должно существенно облегчить жизнь, как импортеров, так и экспортеров.

Когда мы говорим о том, что в рамках Таможенного союза должна произойти полная унификация законодательства, предполагается, что есть единая территория, на которой применяется единое правило. Но надо сказать, что даже те соглашения, которые сейчас принимаются в развитии Таможенного кодекса, по решениям каких-то комиссий, они не всегда направлены на эту унификацию. Я думаю, что все вы сталкивались с вопросами классификации товаров, то есть соотнесение товаров к определенному коду по товарной номенклатуре.


Как я уже говорила, существует единый таможенный тариф и единая номенклатура Таможенного союза. Но, что происходит, классификация осуществляется таможенными органами и только эти органы могут ее осуществлять и относить товар к той или иной категории. По идеи один и тот же товар в странах Таможенного союза должен классифицироваться в одной и той же позиции, но на практике происходит совершенно иначе и более того, решения, которые принимаются органом одного государства, не распространяются на другое государства. Практический пример - если, предположим, существует иностранный экспортер, который осуществляет поставки, как в Россию, так и Казахстан. При этом при ввозе в Россию товар классифицируется одним кодом, которому соответствует ставка пошлины 10%, а в Казахстане этот товар классифицируется другим кодом, которому соответствует ставка 5%. Сами прекрасно понимаете, что этот товар выходит на общий рынок и свободно обращаются на этом общем рынке. Тогда российская компания теряет конкурентоспособность за счет того, что ставка больше. К сожалению, данный вопрос пока не решен, хотя, насколько мне известно, Комиссия Таможенного союза сейчас планирует вносить изменения в соответствующее решение для того, чтобы данный вопрос все-таки урегулировать.

Безусловно, классификация это достаточно серьезная тема. Проблемы как существовали до Таможенного союза, так, к сожалению, остаются они и сейчас.


Проблемы связаны с отнесением к разным кодам товарной номенклатуры, с завышением ставок таможенных пошлин, что снижает конкурентоспособность товаров на внутреннем рынке.

Крайне важным вопросом является и определение таможенной стоимости. С 1 июля вступило в силу соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».


К сожалению, правоприменительная практика по новому законодательству, по сути, не сформировалась, и, я думаю, что нужно подождать приблизительно полгода, чтобы понять, как же новое законодательство повлияет на правоприменительную практику. То, что было до 1 июля, из практики, споры, связанные с корректировками таможенной стоимости рассматривались на 80% в сторону участников ВЭД. Что произойдет дальше, сложно сказать, поскольку процесс корректировок, процесс обжалования корректировок достаточно длительный. Будем ждать, посмотрим.

Что изменилось по таможенной стоимости? Я думаю, что это коснется крупных компаний-производителей, которые, например, имеют здесь свои дочерние компании.


В рамках соглашения метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, то есть это ключевой первый метод, может применяться только в том случае, если поставка идет между взаимосвязанными лицами, если декларант докажет, что такая взаимосвязь не повлияла на стоимость сделки. Доказать он это может только в случае если представит доказательства, что его стоимость близка к одной из проверочных величин. В чем здесь некий подвох заключался? Раньше по законодательству декларант имел право это сделать. По соглашению «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» декларант обязан это делать. Соответственно, на практике произошло следующее, что большинство компаний, допустим дочерних компаний крупных иностранных производителей, утратила возможность использовать первый метод на практике. Но хочется отметить, что все-таки готовятся позитивные изменения в законодательство, поскольку специалисты уже понимают, что есть ряд недоработок. Сейчас на стадии согласования находится протокол, который утверждает проект изменений в данное соглашение и данная проблема будет устранена.

Хочется отметить, что, действительно, несмотря на какие-то возможные ошибки, которые были допущены, сейчас законодательство все-таки движется вперед и надеюсь, что в ближайшее время проблемы, с которыми столкнулись экспортеры и импортеры, будут разрешены на законодательном уровне, но если на законодательном не получится, тогда, к сожалению, останется единственный способ - суд".


назад




  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2017 Rambler's Top100