русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
www.customs-advocate.ru 
 
переработка товаров вне таможенной территории, краткий анализ положений главы 19, § 3 ст. 197- 208 тк рф
      

 последние новости       

15.09.2017
НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ПРИНЦИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ
далее...

15.09.2017
ЕЭК предложила экспертам выбрать товары для маркировки
далее...


Переработка товаров вне таможенной территории, краткий анализ положений Главы 19, § 3 ст. 197- 208 ТК РФ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 01 СЕНТЯБРЯ 2007 года
КА "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" АПМО

В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) переработка вне таможенной территории представляет собой таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин (пункт 2 статьи 197 ТК РФ). При ввозе продуктов переработки, по общему правилу, предоставляется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением акцизов (пункт 2 статьи 207 ТК РФ).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 199 ТК РФ для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки используется, в частности, документальное подтверждение, свидетельствующее, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары.

В силу пункта 4 статьи 207 ТК РФ при ввозе продуктов переработки по истечении срока переработки, а также при несоблюдении других требований и условий таможенного режима переработки вне таможенной территории либо подтверждении их ненадлежащим способом полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется.

Следует отметить, что главной целью таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории является сокращение производственных затрат отечественных производителей, повышение конкурентоспособности их продукции. Предложенные в ТК РФ правовые рамки функционирования таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории основаны на положениях гл. 2 Специального приложения "F" к Киотской конвенции (в редакции Брюссельского протокола 1999 г.).

В части, касающейся экономических аспектов, таможенный режим переработки вне таможенной территории представляет собой льготный режим в отношении продуктов переработки, поскольку при их ввозе на территорию страны уменьшается налогооблагаемая база, обложению подлежит лишь та добавленная стоимость, которая образовалась в результате осуществления производственных процессов по переработке за рубежом.

В отношении российского сырья, вывозимого за пределы таможенной территории России для переработки, меры экономической политики (запреты и ограничения экономического характера) не применяются.

Требования, предъявляемые к разрешению на переработку, а также порядок его выдачи и отзыва закреплены в ст. 203 - 205 ТК РФ.

В виду того, что в практической деятельности таможенных органов встречаются случаи подмены товаров для переработки, которые не были задействованы в производственном процессе, и вместо продуктов переработки, произведенных из ранее вывезенных российских товаров, ввозятся иностранные товары с аналогичными характеристиками, одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки является идентификация российских товаров в продуктах переработки.

Под таможенный режим переработки вне таможенной территории, как правило, могут помещаться российские товары.

В целях защиты интересов отечественных производителей Правительство РФ вправе определять случаи, когда переработка вне таможенной территории в отношении отдельных категорий товаров не допускается, а также устанавливать ограничения экономического характера (количественные или стоимостные) для допуска товаров по проведению операций по переработке вне таможенной территории.

Как уже было ранее отмечено, в практической деятельности таможенных органов встречаются случаи подмены товаров для переработки без использования вывезенных товаров в производственном процессе. При этом вместо продуктов переработки ввозятся иностранные товары. Таможенные органы не могут проконтролировать процесс переработки вне таможенной территории, поскольку она осуществляется за пределами российской юрисдикции. В этой связи одним из условий помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории является возможность идентификации российских товаров в продуктах их переработки. Для идентификации товаров в продуктах переработки могут использоваться следующие способы:

проставление заявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на вывозимые товары;

подробное описание вывозимых товаров, их фотографирование, изображение в масштабе;

сопоставление результатов исследования проб или образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки;

использование серийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров;

документальное подтверждение, свидетельствующее о том, что операциям по переработке подвергались именно вывезенные товары.

При этом законодатель не ограничивается предложенными способами идентификации, предусматривая возможность в зависимости от конкретной ситуации использовать иные способы идентификации, предполагающие применение современных технологий.

Окончательное решение о приемлемости того или иного способа идентификации принимает таможенный орган с учетом характера товара и операций по его переработке. В определенных случаях идентификация может быть обеспечена путем исследования представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, используемых в производственном процессе, либо технологии его осуществления.

Статья 201 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет предельный срок переработки товаров вне таможенной территории, который не может превышать двух лет. Срок переработки определяется декларантом исходя из продолжительности осуществления операций по переработке и времени, необходимого для транспортировки продуктов переработки. Если срок для переработки заявлен менее предельного, то по просьбе декларанта таможенный орган его продлевает, но не более чем до двух лет.

Течение срока переработки начинается со дня помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории, а при вывозе товаров отдельными партиями - со дня помещения под таможенный режим первой партии товаров.

Норма выхода определяется декларантом по согласованию с таможенным органом на основании фактических условий совершения операций по переработке, за исключением случаев, когда органами, уполномоченными Правительством РФ, устанавливаются стандартные нормы выхода (ст. 202 ТК РФ).

Норма выхода определяется исходя из количества продуктов переработки, получаемых в соответствии с производственным процессом из одной единицы количества иностранных товаров в абсолютном значении или процентном выражении. Декларант представляет в таможенный орган расчет количества образующихся продуктов переработки, исходя из норм выхода.

Согласование норм выхода осуществляется на основании представленных декларантом документов, в которых содержатся все необходимые сведения о технологических процессах переработки. При этом таможенные органы принимают во внимание заключения экспертных организаций.

Для помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории декларанту необходимо получить разрешение таможенного органа (ст. 203 ТК РФ). В разрешении на переработку указывается:

  1. подробное описание как товаров, в отношении которых предполагается осуществлять операции по переработке (в том числе их качество и количество), так и продуктов переработки, образовавшихся в результате проведения производственных процессов за рубежом, с тем чтобы таможенные органы впоследствии могли провести проверку надлежащего использования таможенного режима;
  2. подробное описание операций по переработке, которые будут проводиться в отношении вывозимых товаров с целью получения продуктов переработки, а также способы их совершения;
  3. расчет нормы выхода продуктов переработки, если она установлена или согласована;
  4. подробное описание способов идентификации товаров в продуктах их переработки;
  5. срок переработки товаров.

Разрешение на переработку товаров вне таможенной территории действует в течение установленного срока, определенного исходя из продолжительности процесса переработки товаров и времени, необходимого для перевозки готовой продукции.

При несоблюдении положений таможенного режима ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, получившее разрешение на переработку.

Выдаче разрешения на переработку вне таможенной территории предшествует подача соответствующего заявления.

При этом декларант вместе с заявлением должен представить пакет документов, необходимых для подтверждения вышеуказанных сведений.

Перечень сведений, необходимых для получения разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, приведен в пункте 1 статьи 204 ТК РФ и в Приложении N 2 к приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.09.2003 N 1015 "О выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории" (зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2003 за N 5281; далее - Приложение N 2). Любопытно, что названные положения действующего таможенного законодательства не содержат требований об обязательном представлении лицами, подающими заявление на переработку, экспертных заключений, в частности об установлении возможных способов идентификации продуктов переработки, при этом не установлена обязанность требовать представления экспертных заключений и для таможенных органов при выдаче соответствующего разрешения. Следовательно, в силу пункта 1 статьи 204 ТК РФ и Приложения N 2, лицо, заявляющее товары в таможенном режиме переработки вне таможенной территории, вправе использовать любые имеющиеся в его распоряжении сведения о способах идентификации товаров в продуктах переработки, а таможенный орган может согласиться с ними или признать их неприемлемыми.

В соответствии с положениями ТК РФ (в частности со ст. 205 ТК РФ) выданное на переработку разрешение может быть отозвано в случае, если Правительством РФ наложен запрет на помещение под этот таможенный режим отдельных видов товаров или установлены количественные либо стоимостные ограничения по допуску отдельных категорий товаров к проведению операций по их переработке в соответствии с таможенным режимом переработки товаров вне таможенной территории. Решение об отзыве действует со дня вступления в силу соответствующего правительственного акта, который согласно п. 4 ст. 198 ТК РФ вступает в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих решений Правительства РФ.

В отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, до отзыва разрешения допускается завершить таможенный режим в соответствии с положениями § 3 гл. 19 ТК РФ. Если товары не были помещены под таможенный режим до отзыва разрешения, то после отзыва их помещение под такой режим не допускается.

Как уже было ранее отмечено, экономический смысл режима переработки вне таможенной территории - льготное налогообложение ввозимых продуктов переработки, которое выражается в полном или частичном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки. Полное освобождение предоставляется в том случае, когда целью переработки за рубежом был гарантийный (безвозмездный) ремонт товаров, вывезенных в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории. Полное освобождение не предоставляется в отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории, если при выпуске учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта. В остальных случаях предоставляется частичное освобождение.

В ТК РФ предложено несколько вариантов расчета налогообложения.

Если к продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин и операцией по переработке не является ремонт, то сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между суммой ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении вывезенных товаров на момент ввоза продуктов переработки.

Также возможен расчет сумм таможенных пошлин исходя из стоимости операций по переработке товаров.

Если отсутствуют документы, подтверждающие стоимость операций по переработке, то сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.

Расчет сумм налога на добавленную стоимость производится исходя из стоимости операций по переработке товара. Если отсутствуют документы, подтверждающие стоимость операций по переработке, то эта стоимость определяется как разность таможенной стоимости продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.

При несоблюдении условий и требований таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории либо при ввозе продуктов с нарушением установленных сроков полное или частичное освобождение от уплаты не предоставляется.

Завершается таможенный режим переработки ввозом продуктов переработки на таможенную территорию (ст. 208 ТК РФ). Таможенный режим переработки также может быть завершен обратным ввозом товаров в неизменном состоянии (реимпортом) либо помещением указанных товаров под иной таможенный режим, применимый к ввозимым товарам при соблюдении требований и условий, установленных ТК РФ.

В отношении товаров, вывезенных с таможенной территории в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, допускается изменение данного режима на таможенный режим экспорта, если законодательством не установлен обязательный обратный ввоз. При изменении таможенного режима переработки вне таможенной территории на иные таможенные режимы, предусматривающие вывоз товаров, фактического предъявления товаров не требуется. В случае изменения таможенного режима переработки вне таможенной территории на таможенный режим экспорта необходимо уплатить причитающиеся суммы вывозных таможенных пошлин, если они установлены, а также проценты с указанных сумм как за фактически использованную отсрочку по уплате таможенных платежей.

При помещении продуктов переработки под таможенный режим, не предусматривающий выпуска для свободного обращения, суммы таможенных пошлин, налогов не могут превышать сумм, исчисляемых при предоставлении частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, без учета пеней и процентов. Исключение составляет выпуск для свободного обращения ввозимых продуктов переработки, в отношении которых до их вывоза в соответствии с законодательством РФ были предоставлены какие-либо освобождения по уплате таможенных пошлин, налогов. В этом случае наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при частичном освобождении, подлежат уплате и суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены какие-либо освобождения до вывоза товаров на переработку.


назад




  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2017 Rambler's Top100