русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
E-mail: info@customs-advocate.ru 
 новости       

 последние новости       

24.07.2025
ФТС России в I полугодии 2025 года выявила незаконное перемещение валюты гражданами на сумму 1,2 млрд рублей
далее...

13.07.2025
АДВОКАТСКИЙ КОНСАЛТИНГ "ПО ТАМОЖНЕ"
далее...


12.07.2015
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Таможенный союз дает бизнесу благоприятные условия для использования зоны свободной торговли

Начиная с 1 января 2015 г., лицензии и специальные разрешения на ведение предпринимательской деятельности, выданные в одной из стран, будут признаваться на всей территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Между странами-участницами сохранятся единое таможенное регулирование и единые таможенные тарифы. В настоящее время по соглашению между четырьмя странами будет обеспечено свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В основе этого договорно-правовая база этих стран, действующие нормы которых приведены в соответствие с правилами ВТО. 

1. Какие цели преследует ЕАЭС в ближайшей перспективе на 2015–2017 гг. 
Создание ЕАЭС – это крупный прорыв на постсоветском пространстве. Мы идем по пути интеграции, которая успешно начиналась в Европе в 1968 г., когда европейцы создали таможенную зону, а в 1986 г. – единый рынок. Изначально 6 государств, а в наши дни – уже 28 – успешно интегрировались в Европейский союз. Именно общий рынок и введение в 2001 г. единой валюты – наглядный пример того, что ни одно государство не покинуло ЕС. 

То, что ЕАЭС сегодня делает на пространстве бывшего Советского Союза, заставляет и дальше следовать европейской интеграции. В перспективе ЕАЭС должен построить общий рынок, единый валютный союз, а в идеале – не просто Евразийское экономическое сообщество, а Евразийский союз государств. 

Ближайшее будущее сильно зависит от того, насколько стороны будут готовы к открытому взаимодействию, честны и ответственны друг перед другом. 

2. На кого будут распространяться таможенные пошлины и действия Таможенного кодекса Таможенного союза 
Согласно ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенное законодательство ТС действует на таможенной территории ТС. Соответственно, если таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с законодательством государства – члена ТС, такое законодательство действует на территории этого государства – члена ТС. 

На данный момент единую таможенную территорию ТС составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. 

Ни для кого не секрет, что перемещение товаров внутри ТС не является экспортом, а считается взаимной торговлей. 

Ведь если исходить из положений Конвенции Киото, то таможенное регулирование в ТС – это установление единых правил совершения таможенных операций лицами и таможенными органами при перемещении товаров, их перевозке, временном хранении и очистке, таможенном контроле. Этим международным документом все сказано, четко и внятно. 

3. Будет ли создана зона свободной торговли (рынка) и в какие сроки 
Таможенный союз, прежде всего, дает бизнесу благоприятные условия и реальные возможности для использования зоны свободной торговли и осуществления производства и торговли без ограничений и изъятий во всех странах объединения. 

Кто точно выиграет от создания зон свободной торговли, так это простой потребитель. Ведь, если рынок шире – цены ниже. Правда, и на этот плюс нашелся свой минус. Импортеры, которые будут поставлять товары из третьих стран, могут диктовать свои низкие цены. 

4. Какие вопросы будет решать межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества и подчиняющиеся ему органы 
Евразийская экономическая комиссия – это единый регулирующий наднациональный орган ТС и единого экономического пространства. Когда мы говорим «наднациональный орган» – это очень важно. Евразийская экономическая комиссия – двухуровневая система, состоящая из Совета и Коллегии. 

В Совет входит по одному представителю от каждой страны – национальные чиновники, представляющие интересы своих стран. 

Что касается членов Коллегии – министров, которых 9, то это наднациональные, международные чиновники. Важно то, что они делятся не по признаку принадлежности к стране, а по функциональному признаку. 

Относительно того, какие вопросы должен решать Совет. 

Первая задача – решение тех функций государственной власти, которые странами были переданы на наднациональный уровень и которыми стороны сами в силу законов и соглашений заниматься не могут. Вторая задача – мониторинг и контроль за соблюдением взаимных обязательств в рамках ТС и Единого экономического пространства (далее – ЕЭП). 

Замечу, что в случае невыполнения сторонами своих международных обязательств в рамках ТС и ЕЭП комиссия направляет уведомление стороне-нарушительнице. Данное уведомление обязательно для исполнения. В случае неисполнения этих требований комиссия обращается в Совет. 

Третья задача – развитие интеграции, а именно подготовка новых международных договоров, соглашений высшего экономического Совета, решений комиссии, которые продвигают интеграцию и работают в интересах всего сообщества в целом. 

При этом двухуровневая система комиссии в целом позволяет защитить свои национальные интересы на уровне Совета или на уровне глав правительств и глав государств. Члены Коллегии по статусу являются равнозначными. Один из них выбирается председателем. 

В рамках комиссии есть департаменты, которые подчиняются членам Коллегии. Те, в свою очередь, реализуют функции комиссии в вверенных им отраслях. 

Эти отрасли связаны также с деятельностью по консультативным вопросам комиссии и бизнеса. 

Они предусмотрены договором о Евразийской комиссии и являются достаточно эффективной площадкой для того, чтобы выслушать как стран-участниц, так и представителей бизнеса и затем вынести решение. 

5. Станут ли страны ЕАЭС вводить единую валютную единицу для расчетов 
Полагаю, что пока нет необходимости в валютной интеграции. Создание единой валюты не должно быть самоцелью. 

Ни государство, ни хозяйствующие субъекты от этого не выиграют, тем более в одной валюте пошлины пока собирать не получится. 

Однако со временем единую валюту нужно будет вводить. Не уверен, что страны-участницы должны принять ту или иную валюту в качестве союзной. Валюта является своего рода символом государства, поэтому надо создавать другую, иную. 

6. Будут ли проводиться антидемпинговые и компенсационные меры при нарушении торговых соглашений 
Важнейшим элементом регулирования внешней торговли ЕАЭС является применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. К таким инструментам относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из иностранных государств. 

К примеру, есть сферы торговли, где выработка каких-то общих норм необходима. Это касается товаров, на которые распространяется акцизный налог. Поскольку акциз – это дополнительный налог на определенный товар, здесь должен быть общий подход во избежание демпинга. Иначе появится теневая область, когда товары из страны с наименьшими акцизами будут перетекать к соседям, особенно в условиях отсутствия таможенного контроля. 

В 2011 г. между странами-участницами было принято Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. Данное Соглашение регулирует отношения, возникающие в связи с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, произведенных в иностранных государствах и предназначенных для единой таможенной территории ТС. На основании Соглашения проводятся и будут проводиться антидемпинговые и компенсационные меры. 

Вардан ХЕЧЯН,
Представитель  “Corporate Lawyers Group” (Armenia),
участника партнерской сети “Customs &C orporate Lawyers”
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 12 за 2015 г.






  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2025
Rambler's Top100