ФТС в последние месяцы активно проверяет, должны ли затраты на услуги посредников по оплате за зарубежные товары включаться в таможенную стоимость. По данным логистов, это повышает цену продукции на 5–10%. Таможня, в свою очередь, ссылается на необходимость анализа каждой сделки: учитываются условия договора, роль посредника и его связь с продавцом или покупателем.
Компании сообщают, что теперь требуется предоставлять не только контракты, но и детализированные расчёты стоимости услуг, подтверждения взаимосвязей между сторонами и объяснения моделей оплаты. В результате увеличились сроки оформления грузов: вместо нескольких часов процедура может занимать до 10 дней.
Ситуация затронула как бизнес, так и частных получателей. По словам представителей логистических компаний, дополнительные платежи ложатся и на потребителей, которые заказывают товары из-за рубежа. Оспаривать доначисления в случае интернет-покупок приходится самим гражданам.
Эксперты отмечают, что позиции ФТС и Минфина по этому вопросу не всегда совпадают. Если таможня считает, что услуги платежного агента в интересах продавца должны включаться в цену, то Минфин в ряде случаев допускает их исключение. Из-за различий в трактовках участникам ВЭД советуют тщательно прописывать в договорах роль посредников и условия оплаты.
По данным ФТС, во II квартале 2025 года таможенные органы доначислили бизнесу пошлин на 9,3 млрд руб., что меньше показателей прошлого года. Однако усиление контроля показывает, что регуляторы стремятся увеличить сборы и сократить возможности для занижения стоимости импорта.
28.08.2025, ТКС.РУ
|