|
По мнению одного из адвокатов, законопроект фактически выводит розыск поднадзорных лиц за рамки оперативно-разыскной деятельности, предоставляя полиции доступ к массивам данных мобильных устройств, геолокации, платежных систем и систем распознавания лиц без судебного контроля и процедурных гарантий. Другая отметила, что в целом проект направлен на повышение эффективности надзора и обеспечение безопасности, однако требует аккуратного подхода к регулированию обработки персональных данных. В ФПА указали, что создать систему распознавания поднадзорных лиц невозможно без распознавания лиц всех граждан, так как технически невозможно обеспечить выборочное распознавание – сначала надо перевести все «сырые» данные в векторы и лишь потом провести сравнение с векторами поднадзорных лиц.
В Госдуму внесен проект поправок в законодательство, направленный на розыск полицией лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его, посредством систем фото-, видеофиксации и распознавания лиц, данных мобильных устройств и геолокации, а также платежных систем (законопроект № 1076160-8).
Так, ч. 2 ст. 11 Закона о персональных данных предлагается дополнить нормой об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Согласно корреспондирующим поправкам в ч. 2 ст. 12 Закона об административном надзоре, органы внутренних дел при осуществлении административного надзора наделяются правом осуществлять передачу персональных данных поднадзорных лиц третьей стороне без их письменного согласия в случаях, установленных законодательством РФ в области персональных данных. Схожий подход, отмечается в пояснительной записке, уже применяется в п. 6 ч. 1 ст. 42 Закона о государственной гражданской службе РФ.
Указывается, что проектируемые нормы об использовании технических средств фактически являются инструментом реализации уже имеющегося в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона об административном надзоре у ОВД полномочия по наблюдению за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений. В этой связи указанный пункт дополняется словами «в том числе с использованием технических средств» (по аналогии с п. 8 ч. 1 ст. 31.3 Закона о правовом положении иностранных граждан в России).
В комментарии «АГ» адвокат КА «Диктатура Закона» Артем Багдасарян отметил, что предложенные поправки значительно расширяют инструментарий органов внутренних дел при осуществлении административного надзора, однако затрагивают крайне чувствительную сферу – обработку персональных и биометрических данных без согласия граждан. Законопроект фактически выводит розыск поднадзорных лиц за рамки оперативно-разыскной деятельности, предоставляя полиции доступ к массивам данных мобильных устройств, геолокации, платежных систем и систем распознавания лиц без судебного контроля и процедурных гарантий.
Адвокат обратил внимание на пункт о передаче персональных и биометрических данных третьим лицам без согласия поднадзорного. По его мнению, формулировка допускает широкое усмотрение, включая взаимодействие не только с государственными структурами, но и с частными операторами информационных систем. При этом в пояснительной записке отсутствует оценка рисков утечки данных, возможностей несанкционированного доступа, а также механизмов последующего контроля и ответственности.
«С точки зрения правоприменения очевидно, что цифровые технологии действительно могут повысить эффективность розыска и контроля, однако законопроект нуждается в балансирующих нормах. Целесообразно предусмотреть обязательную фиксацию всех случаев передачи биометрических данных, регламентировать сроки хранения и порядок удаления полученной информации, установить минимальные стандарты защиты при взаимодействии с частными операторами данных. Кроме того, необходим внешний надзор – например, участие прокурора или судебная оценка пропорциональности вмешательства, пусть и в ускоренной процедуре. В текущем виде проект создает асимметрию: государство получает практически неограниченные инструменты наблюдения, а гарантии поднадзорных лиц сведены к минимуму. Именно устранение этого дисбаланса должно стать предметом доработки ко второму чтению», − полагает Артем Багдасарян.
Адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Людмила Космовская отметила, что законопроект систематизирует уже существующие технологические возможности органов внутренних дел − использование фото- и видеофиксации, распознавания лиц, данных мобильных устройств, геолокации и платежной информации. «Такая инициатива логична, поскольку устраняет правовой пробел: в настоящее время полиция фактически осуществляет розыск поднадзорных лиц, но законодательные основания для обработки и передачи биометрических данных в этих ситуациях оформлены недостаточно подробно, − указала она. − В целом проект направлен на повышение эффективности надзора и обеспечение безопасности, однако требует аккуратного подхода к регулированию обработки персональных данных».
Людмила Космовская выделила ключевые моменты, на которые обратила внимание в законопроекте:
1. Передача персональных и биометрических данных без согласия поднадзорного лица. Проект вводит право органов внутренних дел передавать данные третьим лицам без письменного согласия. Учитывая чувствительность биометрии, важно обеспечить точность формулировок и ясность перечня таких получателей, отметила она.
2. Использование технологий постоянного контроля. «Речь идет о данных мобильных устройств, геолокации и платежных систем. Эти меры требуют прозрачного механизма обработки и строгого соблюдения установленных законом целей», – считает адвокат.
3. Недостаточная детализация процедур применения технических средств. Людмила Космовская пояснила: законопроект расширяет полномочия, но оставляет открытыми вопросы порядка фиксации, хранения и проверки достоверности получаемой информации.
4. Вопросы безопасности данных. В финансово-экономическом обосновании указано, что новых затрат не требуется, однако обеспечение защиты больших массивов биометрической информации − задача самостоятельная и ресурсоемкая. Эксперт полагает, что это аспект, который не должен остаться без внимания.
По мнению адвоката, было бы целесообразно уточнить или доработать законопроект. Во-первых, следует определить перечень третьих лиц, которым допускается передача персональных данных. Это снизит риски неоднозначного толкования и укрепит правовую определенность. Во-вторых, следует установить дополнительные процедурные гарантии: порядок хранения и уничтожения данных; требования к безопасности информационных систем; способы документирования фактов передачи данных. В-третьих, необходимо предусмотреть внутренний регламент применения технических средств, с публичной частью, доступной для ознакомления, − это повысит прозрачность практики администрирования. В-четвертых, стоит уточнить пределы использования геолокации и платежных данных, чтобы обеспечить соответствие принципу минимизации обрабатываемой информации. «Предлагаемые изменения могут повысить эффективность административного надзора, но одновременно требуют баланса между задачами безопасности и соблюдением прав граждан. Четкая правовая регламентация создаст устойчивую базу для правоприменения и позволит избежать спорных ситуаций в будущем», − считает Людмила Космовская.
«Сама по себе эта инициатива понятна, но возникает вопрос не об усилении контроля за поднадзорными лицами, а о полном разрушении конституционного принципа обеспечения тайны частной жизни. Административный надзор не лишает человека основополагающих прав человека, а лишь ограничивает их, эта же инициатива помещает человека под “цифровое стекло”», − указала советник ФПА РФ – руководитель цифровой трансформации адвокатуры России Елена Авакян.
Кроме того, создать систему распознавания поднадзорных лиц невозможно без распознавания лиц всех граждан, так как технически невозможно обеспечить выборочное распознавание – сначала надо перевести все «сырые» данные в векторы и лишь потом провести сравнение с векторами поднадзорных лиц. «И если сегодня такой режим существует в Москве в рамках эксперимента, то при реализации этого закона режим всеобщего наблюдения станет реалиями всей страны», − заключила Елена Авакян.
27 ноября 2025, «АГ», Марина Нагорная
|