Актуальные вопросы таможенной стоимости в Украине и Таможенном союзе
Данный аналитический материал
подготовлен специалистами КА "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ"
Вопросы определения и подтверждения таможенной стоимости товаров при импорте является одним из самых актуальных в сфере взаимоотношений субъектов внешнеэкономической деятельности (импортеров) с таможенными органами как в Украине, так и в Таможенном союзе (ТС).
В качестве цели подготовки данной справки ставилась цель проанализировать действующее законодательство Украины и Таможенного союза, осветить наиболее актуальные вопросы по таможенной стоимости на данных территориях, а также сравнить требования законодательства и судебную практику.
Определение таможенной стоимости в Украине и ТС
В основу как украинского законодательства, так и законодательства ТС, регулирующего вопросы таможенной стоимости, вошли положения Соглашения о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле («Оценка товара для таможенных целей»), а также Толковые примечания - неотъемлемая часть Соглашения.
Поэтому основные понятия в Украине и ТС (за исключением некоторых названий) - таможенная стоимость (цена товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары), методы ее определения и безусловные требования к сведениям и документам, которые должны быть представлены для её подтверждения, в целом совпадают и не противоречат друг другу.
Основным является метод определения таможенной стоимости товаров по цене договора, в соответствии с которым ввозятся товары (стоимость операции).
В Украине правовое регулирование таможенной стоимости выглядит следующим образом: во главе стоит Таможенный кодекс Украины (ТКУ), далее постановления Кабинета Министров Украины (КМУ), принятые по основным вопросам таможенной стоимости и приказы Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ), включая методические рекомендации по отдельным вопросам, не зарегистрированные в Минюсте, т.е. система довольно громоздкая и не централизованная, с встречающимися противоречиями между НПА различного уровня.
В силу специфики такого международного объединения как Таможенный союз регулирование таможенной стоимости в нем осуществляется в соответствии с едиными наднациональными документами, охватывающими одновременно все аспекты.
Вопросы определения, подтверждения и, соответственно, контроля таможенной стоимости строятся на главном принципе, который заключается в том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товаров и предоставленные им сведения должны основываться на объективных, документально подтвержденных данных, которые поддаются расчету (т.е. количественно определенных) в зависимости от используемого метода.
Понятие и методы определения таможенной стоимости, основные права и обязанности декларанта и таможенного органа установлены в ТКУ.
Порядок и условия декларирования таможенной стоимости утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 20.12.06 г. № 1766 (далее - Постановление № 1766).
Правовое регулирование таможенной стоимости в ТС осуществляется в соответствии с: ТК ТС; Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (вступило в силу с 1 июля 2010 года; далее - Соглашение); Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, которым одновременно были утверждены несколько важнейших документов - Порядки декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости.
Декларируемая таможенная стоимость в ТС подтверждается путём предоставления документов по Перечню (Приложении 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров), в котором наименование и характер представляемых документов определяются применительно к каждому методу определения таможенной стоимости отдельно. Перечень является также как и Украине открытый, что позволяет декларанту предоставить любые другие документы в подтверждение стоимости ввезенного товара.
Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.)
Что касается состава документов, подтверждающих таможенную стоимость в ТС и Украине, то здесь есть отличия:
* В ТС не предусмотрен такой документ как «Решение таможенного органа об определении таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных и/или подобных (аналогичных) товаров, если оно принято по одному контракту».
Здесь необходимо отметить, что, безусловно, на практике данный документ может иметь негативное значение для декларанта, т.к. таможенные органы могут придавать преюдициальное значение обстоятельствам предшествующих поставок.
Однако такой подход не будет являться правомерным и обоснованным - с точки зрения таможенного законодательства указанный документ является лишь документом, который необходимо представить, при этом ни в одном нормативном правовом акте украинского таможенного законодательства не указано, что таможенные органы должны (могут) руководствоваться им при принятии решения в отношении таможенной стоимости декларанта.
* В перечень документов, которыми декларант должен подтвердить таможенную стоимость в ТС, входят гораздо больше наименований, он разграничен по каждому методу, в рамках которого определяется таможенная стоимость.
Методы таможенной оценки, применяемые в Украине практически полностью совпадают с методологией, используемой в ТС, за исключением следующих моментов:
-
Проведение консультации между таможенным органом и декларантом в случае, если 1-й метод не может быть использован, в Украине обязательный этап.
-
При определении таможенной стоимости в рамках метода с идентичными либо аналогичными (однородными) товарами в ТС такие товары должны быть ввезены не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров, в противном случае, данные методы не могут применяться. ТКУ не устанавливает строгие временные рамки, а говорит о том, что ввоз идентичных товаров должен совпадать со временем экспорта оцениваемых товаров или быть максимально приближенным к нему.
Взаимосвязь.
Наличие влияния взаимосвязи и в ТС, и в Украине является основанием для отказа в использовании основного метода:
«Основной метод применяется в том случае, если декларант докажет, что стоимость близка к одной из проверочных величин
-
стоимость сделки с идентичными или с однородными товарами при продажах таких товаров покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза;
-
таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная по методу вычитания;
-
таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определенная по методу сложения».
Однако при поставках между взаимосвязанными лицами в ТС и Украине имеются серьезные отличия в правах и обязанностях декларанта, которое заключается в том, что доказывание отсутствия влияния взаимосвязи в Украине - это право, в ТС - обязанность декларанта.
При наличии достаточных оснований полагать, что взаимосвязь повлияла на стоимость сделки, таможенный орган Украины должен уведомить декларанта об этом и предоставить ему возможность для ответа и доказательства отсутствия такого влияния. При этом уведомление в письменной форме предполагается, только если поступит требование декларанта об этом.
В ТС декларант должен доказать отсутствие влияния взаимосвязанности продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, однако при условии, что таможенный орган в письменной форме сообщит декларанту о выявленных им признаках влияния взаимосвязи
Контроль таможенной стоимости
Таможенным органам Украины и ТС предоставлено право осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости.
Фактически, таможенные органы имеют право, во-первых, удостовериться в подлинности любого документа, представленного для целей определения таможенной стоимости, во-вторых, осуществить мероприятия по дополнительному таможенному контролю, выпустить товары в свободное обращение только при условии предоставления гарантии (обеспечения уплаты таможенных платежей). В зависимости от результатов дополнительного контроля - согласиться либо не согласиться с таможенной стоимостью декларанта, включая метод её определения. В последнем случае - самостоятельно определить таможенную стоимость (скорректировать), что неминуемо повлечет за собой доначисление таможенных платежей.
Система контроля таможенной стоимости в Украине и в ТС предусматривает 3 стадии. Первая стадия - контроль при таможенном оформлении товаров; вторая - дополнительная проверка достоверности сведений, которая начинается до выпуска, а заканчивается уже после него и которая может быть осуществлена различными способами; третий этап - пост-аудит (контроль после выпуска товаров).
Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:
1) выявленные с использованием системы управления рисками риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
2) установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);
3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов.
Очевидно, что указанные выше критерии являются оценочными понятиями и при их применении недопустим формальный подход, таможенным органом должны быть проанализированы все обстоятельства ввоза товаров.
Регламент действий декларанта и таможенного органа в Украине зафиксирован одновременно в нескольких актах:
- указанное выше Постановление № 1766;
- Порядок осуществления контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров (Постановление КМУ от 09.04.2008 № 339);
- Порядок выпуска товаров в свободное обращение под гарантийные обязательства при ввозе их на таможенную территорию Украины (Приказ ГТСУ от 17.03.08 № 230).
Одновременно с этим, ГТСУ были изданы методические рекомендации по отдельным вопросам определения таможенной стоимости товаров представления сведений для её подтверждения (приказы ГТСУ от 31.01.2007 № 74; от 19.10.2010
№ 1242).
Далее подробнее раскроем каждую стадию в Украине и ТС.
Контроль до выпуска. Дополнительная проверка. Выпуск.
На этапе таможенного оформления таможенный орган ТС (до выпуска, 1-10 дней) таможенный орган принимает одно из 3-х решений:
1) о принятии заявленной таможенной стоимости товаров (путем проставления отметки в ДТС(ДТ);
2) о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров
При принятии решения о корректировке декларант обязан осуществить корректировку таможенной стоимости в срок выпуска товаров.
Если декларант самостоятельно не осуществил корректировку таможенной стоимости и не уплатил таможенные платежи, исчисленные с учетом корректировки, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.
Однако данная норма на практике применяется крайне редко.
3) В соответствии со статьей 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку.
При принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке проставляет соответствующую отметку в ДТС.
При этом такое решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Таможенные органы ТС и Украины вправе запросить дополнительные документы и сведения, а декларант обязан представить такие документы и сведения.
В ТС у декларанта есть дополнительная обязанность по представлению письменных объяснений причин, по которым он не может представить дополнительные документы.
Также следует отметить, что в случае непредставления документов в установленные сроки декларант может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ. За указанное правонарушение предусмотрен штраф в размере от 50 000.00 до 100 000.00 рублей.
В ТС оформляется отдельное решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта.
Запрос документов в Украине осуществляется путем их перечисления в графе ДТС, с которой знакомится декларант. Если он сразу отказывается, то запись об этом делается на обратной стороне ДТС. Должностное лицо таможенного органа не имеет права требовать от декларанта документы, которые не были отмечены в ДТС.
Примечательно, что, согласно ч. 2 ст. 263 ТКУ, условия конфиденциальности информации не касаются той информации, которая не может составлять коммерческую тайну. В соответствии с Постановлением КМУ от 09.08.93 г. № 611 данные, необходимые для проверки расчета и уплаты налогов и других обязательных платежей, не составляют коммерческой тайны, в связи с чем должны быть предоставлены импортером.
Перечень дополнительных документов, которые может запросить таможенный орган ТС, открытый, т.е. таможенный орган вправе запросить и другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.
Вместе с тем, конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
В Украине перечень дополнительных документов закрытый для таможенного органа и открытый для декларанта, который может представить любые другие подтверждающие документы. Таможенный орган имеет право запрашивать только те документы из п. 11 Порядка № 1766, которые соответствуют условиям ввоза товаров, а также только те, которые могут точно подтвердить отсутствующую у таможенного органа информацию (приказы ГТСУ от 19.10.2010 № 1242, от 31.01.2007 № 74, которые, несмотря на отсутствие регистрации в Минюсте, обязательны для исполнения должностными лицами таможенного органа).
Такая регламентация механизма контроля в некоторой степерни минимизирует субъективность должностных лиц таможенных органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Срок для предоставления декларантом дополнительных документов в Украине - 10 календарных дней после ознакомления с записью об их представлении, но может быть продлён по мотивируемому заявлению.
Максимальный срок для предоставления документов в ТС, который может установить таможенный - 60 календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Как правило, данный срок не менее 20 дней и по письменному обращению декларанта также может быть продлён.
И в Украине, и в ТС товары, в отношении которых проводится дополнительный контроль могут быть выпущены до его окончания.
В Украине декларант имеет право письменно обратиться в таможенный орган с просьбой предоставить ему товары, которые декларируются, в свободное обращение под гарантийное обязательство:
-
Гарантия уполномоченного банка;
-
Оплатить налоги и сборы согласно таможенной оценке этих товаров, осуществленной таможенным органом.
Срок действия гарантийных обязательств - не более 90 календарных дней с момента выпуска товаров.
Декларант имеет право получить от таможенного органа письменные объяснения о том, каким образом была определена таможенная стоимость для предоставления гарантийных обязательств. Срок ответа - 7 календарных дней со дня обращения.
Срок рассмотрения обращения - не позднее 2-х дней. О принятом решении таможенный орган письменно уведомляет декларанта.
Теоретически в ТС предусмотрено несколько вариантов обеспечения уплаты таможенных платежей, однако на практике, в том числе по техническим проблемам, единственным доступным способом является внесение денежных средств по таможенной расписке.
В таможенном законодательстве Украины может производиться углубленный контроль декларируемой таможенной стоимости, который заключается в:
-
Использовании всех баз данных и информационных источников о ценах на товары, сырье, биржевые цены
-
Вычислении прямых расходов на производство товара (сырье и материалы и/или комплектующие, которые входят в состав этого товара).
И в случае, если будет выявлено занижение, таможенный орган должен уведомить декларанта об этом и одновременно запросить определенные документы (например, калькуляцию фирмы-производителя товара; заключения экспертов о качественных и стоимостных характеристиках товара, подготовленных на основании конкретного контракта, условий поставки, других условий, которые касаются данной внешнеэкономической операции и т.п.).
В случае отказа/непредставлении таких документов, таможенный орган вправе обязать декларанта определить таможенную стоимость другим методом.
Результаты контроля
По итогам дополнительного контроля таможенный орган в любом случае должен документально оформить решение по таможенной стоимости, либо принять заявленную декларантом, либо самостоятельно определить.
Если декларант в Украине и ТС не подал в установленный срок дополнительные документы или отказался их предоставить, либо такие документы не устраняют основания проверки, таможенный орган определяет таможенную стоимость на основании имеющихся у него сведений.
Такими сведениями в подавляющем большинстве случаев является базы данных таможенных органов. Однако использование таких баз данных остается до сих пор спорным вопросом.
Сроки и порядок принятия решений по стоимости в Украине и ТС отличаются.
Украина
Если основной метод не применим, то таможенный орган обязан предложить декларанту консультацию. Факт проведения которой и результаты фиксируются должностным лицом таможенного органа на обратной стороне ДТС либо в соответствующем журнале и заверяются подписью декларанта.
Решение об определении таможенной стоимости оформляется не позднее 10 дней до завершения 90-дневного срока действия гарантийного обязательства. Один экземпляр должен быть направлен декларанту по почте/либо вручен.
Требования к оформлению Решения об определении таможенной стоимости установлены в приказе ГТСУ от 29.05.09 № 506.
В случае принятия Решения о невозможности применения таможенной стоимости, заявленной декларантом, таможенный орган направляет гаранту требование об уплате суммы гарантии в государственный бюджет.
Одновременно, в приказе ГТСУ № 1242 в число оснований для отказа в применении первого метода включено основание, не соответствующее положениям ТКУ и других НПА, в частности, «Наличие сомнений в части достоверности сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости» полностью противоречит нормам ТКУ, так как любые сомнения должны быть подтверждены. При этом наличие такой составляющей, как обоснованность сомнений, Приказом № 1242 не предусмотрено.
Данный пункт неограниченно расширяет возможности для отказа, так как позволяет использовать любой повод, выдать решение об определении таможенной стоимости не в пользу декларанта.
Использование ценовой базы ГТСУ допускается только с обязательным указанием ГТД и объяснениями относительно сделанных корректировок на объем партии, условия поставки, коммерческие условия и тому подобное, т.е. любая информация, используемая при корректировке стоимости, должна быть документально подтверждена.
ТС:
-
Если декларант представил дополнительные документы, решение по стоимости должно быть принято не позднее 30 дней с момента получения документов;
-
Если документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки решение о корректировки принимается в срок позднее 30 дней с момента получения документов;
-
Если документы не представлены, таможенный орган не позднее 3-х рабочих дней со дня истечения срока их предоставления принимают решение о корректировке, в которому декларанту сообщается его право самостоятельно скорректировать таможенную стоимость в соответствии с установленными таможенным органом требованиями.
-
Если решение по корректировке невозможно вручить, оно направляется заказным письмом и считается полученным по истечении 10 календарных дней с даты направления.
-
Если декларант согласился скорректировать сведения о таможенной стоимости, то он самостоятельно оформляет документы по корректировке, уплачивает платежи и предоставляет документы таможенному органу в течение 5 рабочих дней с даты получения такого решения.
Однако согласие декларанта с корректировкой таможенной стоимости существенно затруднит дальнейшее обжалование решений таможенного органа по корректировке.
При несогласии декларанта с корректировкой таможенный орган самостоятельно осуществляет корректировку таможенной стоимости.
Корректировка осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем:
- истечения срока для осуществления декларантом корректировки таможенной стоимости товаров;
- получения от декларанта документов, подтверждающих вновь определенную таможенную стоимость товаров, в случае, когда таможенная стоимость товаров скорректирована декларантом неправильно.
Таможенный орган не позднее 1 рабочего после осуществления корректировки направляет декларанту экземпляры документов по корректировке.
Следует отметить, что в любом случае, при самостоятельном определении таможенной стоимости товаров, в действиям таможенных органов как Украины, так и ТС предъявляются общие требования:
-
Выбор метода определения таможенной стоимости в зависимости от имеющейся информации
-
Обоснование выбранного метода с обязательным указанием наименования и реквизитов документов, использованных для определения таможенной стоимости, а также подробного расчета таможенной стоимости, произведенного на их основе
-
Таможенный орган должен обосновать, по каким причинам невозможно использовать таможенную стоимость, заявленную декларантом, указать информацию о том, какие документы и сведения являются недостоверными, недействительными или неподтвержденными, и обосновать рассчитанную при корректировке таможенную стоимость.
-
Использование ценовой базы допускается только с обязательным указанием ГТД, с объяснениями относительно сделанных корректировок на объем партии, условия поставки, коммерческие условия и т.п.
Таможенный контроль после выпуска
Как и в ТС, в Украине таможенный контроль может осуществляться и после выпуска, однако возможности таможенных органов Украины в данном случае значительно шире - «вне зависимости от окончания операций контроля и таможенного оформления» (ст. 69 ТКУ), чем у таможенных органов ТС, где проведение контроля после выпуска ограничено 3-летним сроком с момента выпуска товаров (ст. 99 ТК ТС).
Одновременно с этим, таможенные органы Украины могут проводить плановые и внеплановые проверки в организациях, в том числе на предмет соблюдения системы отчетности и учета товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины (Постановление КМУ от 23.12.2004 1730).
При осуществлении контроля после выпуска таможенный орган может также обратиться к декларанту с обоснованным запросом относительно предоставления в письменной форме дополнительной информации, необходимой для подтверждения заявленной таможенной стоимости таких товаров. В запросе указываются вопросы, на которые декларанту предлагается предоставить обоснованный ответ.
Определение денежных обязательств по результатам проверок осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины.
Основаниями для проведения контроля таможенной стоимости после выпуска в Украине являются:
1. Возникновения обоснованного сомнения относительно достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных таможенному органу, в том числе в случае поступления информации от таможенных органов иностранных государств, органов власти и финансовых учреждений Украины.
2. Уровень таможенной стоимости на момент осуществления таможенного контроля и таможенного оформления ниже уровня стоимости прямых затрат, связанных с производством товаров.
3. Выявление обстоятельств, повлиявших на таможенную стоимость товаров, которые не были известны или документально подтверждены на момент таможенного оформления.
4. Подтверждение наличия риска по результатам анализа электронных копий ГТД, проведенного с применением группы критериев риска "таможенная стоимость товаров" и другие основания (например, результаты сравнения стоимости с использованием Единой автоматизированной информационной системы Государственной таможенной службы Украины (далее - Ценовая база ГТСУ).
Обжалование.
Решения таможенных органов по таможенной стоимости (включая, уведомление-решение в Украине) могут быть обжалованы в вышестоящем таможенном органе или в судебном порядке. Обжалование по существу в вышестоящий таможенный орган на практике неэффективно и в ТС, и в Украине (за исключением некоторых важных процессуальных моментов).
Далее рассмотрим особенности оспаривания действий, решений таможенных органов в Украине.
Особенности ведомственного обжалования в Украине:
-
Обжалование осуществляется в порядке, установленном главой 54 Налогового кодекса Украины. Жалоба подается непосредственно в вышестоящий таможенный орган.
-
Основаниями для обжалования:
- таможенный орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству;
- вышел за пределы своих полномочий, установленных законами Украины.
-
Сроки подачи жалобы - 10 календарных дней со дня получения спорного решения (30 календарных дней - по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства)
-
Срок рассмотрения - 20 (максимальное продление 60) календарных дней, начиная со следующего дня после получения жалобы, включая время на ознакомление декларанта с решением по жалобе.
Далее крайне важно отметить одну существенную особенность ведомственного обжалования в Украине, которое можно рассматривать как преимущество:
-
Жалоба считается полностью удовлетворенной, если таможенный орган не направил решение по жалобе либо решение о продлении срока ее рассмотрения в течение указанных сроков.
-
Жалоба, поданная до истечения 10-ого срока, приостанавливает обязательства, определенные в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок ее рассмотрения.
Особенности судебного обжалования в Украине:
Но возможно продления данного срока:
* на 1 месяц после истечения 10-ого срока для подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган (10 дней + 1 месяц);
* на 1 месяц после даты получения решения по жалобе;
* на 1 месяц после даты обращения в таможенный орган с заявлением о рассрочки, отсрочки налоговых обязательств, которые оспариваются;
* если декларант до обращения в суд подавал жалобу в вышестоящий таможенный орган, то срок обращения в суд продлевается на срок с момента обращения в таможенный орган до фактического получения решения по жалобе;
-
При обращении в суд с иском о признании недействительным решения таможенного органа налоговое обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.
-
В ситуации противоречий, которые могут содержаться в разных нормативных правовых актах и которые допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или таможенных органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.
В ТС срок обжалования действий и решений по корректировке таможенной стоимости как суд, так и в таможенный орган - 3 месяца с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав.
Практика обжалования.
Наибольшее количество споров с таможенным органами возникает по вопросам таможенной стоимости.
Учитывая наибольшую экономическую связь Украины и РФ как страны ТС, то сопоставление практики обжалования будет осуществляться именно между этими государствами.
Если говорить о ТС, то судебная практика здесь выглядит следующим образом:
-
Российская Федерация - в пользу участников ВЭД.
-
Республика Беларусь - в пользу таможенных органов.
-
Республика Казахстан - однозначная судебная практика отсутствует.
Так, если сравнивать позицию судов Украины и РФ, которую они занимают к настоящему периоду времени, то, в принципе, можно говорить о том, что позиции близки по своему содержанию и последствиям для сторон.
Однако в Украине поворот судебной практики в сторону импортера произошел сравнительно недавно, с начала 2010 года.
Обобщенный анализ судебных решений и разъяснений высших судов Украины и РФ выглядит следующим образом:
Позиция суда Украины:
До 2010 года. Обзорное письмо ВАС Украины от 06.07.2009 №982/13/13-09:
-
Непредставление декларантом в полном объеме истребованных таможенным органом документов, ввоз декларантом идентичного товара в предшествующий период по более высокой цене, данные ценовой информации ГТСУ за соответствующий период являются основанием для сомнения в правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товаров;
-
В случае явного несоответствия заявленной таможенной стоимости товаров таможенные органы Украины определяют таможенную стоимость последовательно на основе цены на идентичные товары и другие предметы, на подобные товары и другие предметы, которые действуют в ведущих странах-экспортерах указанных товаров и других предметов;
-
При определении таможенной стоимости товара не может быть использован метод, который приводит к определению цены импортируемого товара, которая значительно ниже, чем цена мирового рынка на такие товары.
С начала 2010 года.
Постановление ВАС Украины от 16.03.2010 № К-40508/09:
-
Истребование дополнительных документов может иметь место в случае наличия обоснованных сомнений в достоверности представленных декларантом сведений. Таможенный орган должен указывать, какие именно обстоятельства должны подтверждать дополнительные документы;
-
Обоснование действий таможенного органа по определению таможенной стоимости в связи с имеющейся ценовой информацией (ЕАИС ГТСУ) о том, что минимальная стоимость аналогичных товаров выше заявленной декларантом - не является убедительным.
Постановление Верховного суда Украины от 20.04.2010:
-
Таможенным органам предоставлено право определять таможенную стоимость, НО только в строгом порядке, предусмотренном законом; Если у него возникают сомнения в достоверности заявленной декларантом стоимости, то он обязана проконтролировать правильность определения такой стоимости исключительно в рамках закона. В частности, он обязан провести консультацию с импортером и последовательно применить методы определения таможенной стоимости товаров;
-
Само по себе непредоставление декларантом истребованных документов не дает таможенному органу право сразу определять стоимость по резервному методу, так как это нарушает установленный порядок определения стоимости товара;
-
Таможенный орган должен доказать, что определенная им стоимость товара является обоснованной, в то время как заявления импортером - фиктивной или недостоверной.
Постановление Верховного суда Украины от 17.12.2010:
-
Таможенные органы действительно имеют исключительную компетенцию в вопросах проверки и контроля правильности исчисления декларантом пошлин и таможенной стоимости. Однако дискреционные функции таможенных органов имеют законодательные ограничения в случаях несогласия с декларируемой таможенной стоимостью. К таким, в частности, относятся процедура консультаций между таможенным органом и декларантом с целью обоснованного выбора оснований для определения таможенной стоимости и обязанность последовательного выбора методов (от первого до шестого) определения таможенной стоимости товаров.
Использование таможенным органом резервного метода без применения последовательно других методов, не отвечает требованиям законодательства, которые регулируют такие правоотношения
Позиция суда в ТС (РФ):
-
Обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота
(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.05 № 13643/04)
-
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности такой сделки
(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.05 № 13643/04)
-
Непредставление истребованных таможенным органом документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.05 № 13643/04)
назад