русский english italy germany china
на главную написать письмо поставить закладку
  +7 (495) 410-2177, +7 (495) 411-4306
адвокатские услуги
107045, Москва, Рождественский бульвар, д.9 
Skype: customsadvocate 
E-mail: [email protected] 
 иностранные инвестиции: ввоз товаров как вклад в уставный капитал       

 последние новости       

29.06.2023
Анонс международной конференции по ВЭД, намеченной на 29.11.2023 г.
далее...

29.06.2023
ЕЭК и Объединённая коллегия таможенных служб ЕАЭС совершенствуют работу по применению навигационных пломб
далее...


Иностранные инвестиции: ввоз товаров как вклад в уставный капитал

Автор: Ирина Леонидовна Вахтерова,
партнер "Corporate Lawyers Group"

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и развитии экономического потенциала государства. От инвестиционной политики государства зависят политические, экономические и социальные преобразования, оказывающие влияние на экономический рост. В этой связи одной из главных задач инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, и привлечение отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий.  Иными словами, основная цель - стимулировать бизнес вкладывать средства в модернизацию и обновление основных фондов.

При этом немаловажным является привлечение иностранных инвестиций, объектами которых являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Для достижения указанных целей российским законодательством предусмотрены льготные режимы налогообложения при ввозе иностранными инвесторами машин и оборудования  на территорию Российской Федерации. Наиболее распространенной формой реализации инвестирования является ввоз иностранным инвестором оборудования в качестве вклада в уставный капитал.

Однако следует отметить, что в связи с формированием и функционированием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства таможенное законодательство претерпело значительные изменения.  Вступили в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Комиссией Таможенного союза принято множество решений, существенно изменяющих ранее действующие законодательные акты. Естественно, что в этой связи изменились и положения, регулирующие порядок предоставления льгот при ввозе товаров в уставный капитал. Следует отметить, что льготы по уплате таможенной пошлины предусмотрены законодательством Российской Федерации и Таможенного союза, однако существует ряд административных барьеров, которые делают возможность ввоза оборудования в уставный капитал менее привлекательной для иностранных инвесторов, а зачастую и вовсе бессмысленной.

Ниже мы рассмотрим условия предоставления таких льгот с точки зрения их практического применения.

В соответствии со статьей 74 ТК ТС виды тарифных льгот (льгот по уплате таможенных платежей), порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 года предусмотрено, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. При этом допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала.  В соответствии с указанным Соглашением порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается Комиссией Таможенного союза.

15.07.2011 Комиссией Таможенного союза было принято решений № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза». Порядок предусматривает, что товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

Порядок и условия предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 №  883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

В соответствии с указанным постановлением товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал освобождаются от уплаты таможенными пошлинами при одновременной соблюдении трех условий, а именно, товары:

1. не являются подакцизными;
2. относятся к основным производственным фондам;
3. ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Для получения освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе оборудования лицу, осуществляющему такой ввоз, необходимо подтвердить соблюдение всех выше перечисленных условий. По первым двум условиям обычно не возникает каких либо вопросов, так как уже на момент ввоза очевидно, являются ли товары подакцизными и относятся ли они к основным производственным фондам.

Что касается условия о ввозе товаров в сроки, установленные для формирования уставного капитала, то оно требует более детального анализа. Рассмотрим ввоз оборудования в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью.

Согласно статье 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» уставный капитал организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, состоит из номинальных долей участников (учредителей) общества. В соответствии со статьей 15 названного закона оплата доли производится участником путем внесения вклада, соответствующего размеру доли. При этом вклад может быть внесен в имущественном виде, например оборудованием. Размер уставного капитала, доли участников, вид и размер вклада каждого участника определяются в учредительном документе общества, которым является устав общества (с 1 июля 2009 года учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью утрачивают силу учредительных документов).

На основании статьи 19 закона общее собрание участников общества может принять решение об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества. Таким решением должна быть определена общая стоимость дополнительных вкладов, а также установлено единое для всех участников общества соотношение между стоимостью дополнительного вклада участника общества и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость его доли.

Дополнительные вклады могут быть внесены участниками общества в течение двух месяцев со дня принятия общим собранием участников общества решения, если уставом общества или решением общего собрания участников общества не установлен иной срок.

Не позднее месяца со дня окончания срока внесения дополнительных вкладов общее собрание участников общества должно принять решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества и о внесении в устав общества изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала общества.

Таким образом, изменения в устав общества, который является единственным учредительным документом, вносятся и регистрируются уже после фактического внесения дополнительного вклада.  Иными словами, при ввозе в качестве вклада в уставный капитал какого-либо оборудования, лицо, осуществляющее ввоз такого оборудования, не может представить документы, подтверждающие, что ввозимое оборудование действительно является вкладом в уставный капитал, так как на момент ввоза отсутствует учредительный документ, прошедший государственную регистрацию и имеющий силу для третьих лиц, в том числе для таможенного органа.

В связи с этим таможенные органы считают, что  при фактическом ввозе товаров, вносимых в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества, правовых оснований для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов не имеется в силу отсутствия на момент таможенного оформления зарегистрированных учредительных документов общества, содержащих сведения об итогах внесения дополнительного вклада, оплаченного этими вещами. При этом, как следует из разъяснений таможенных органов, установление в зарегистрированных учредительных документах общества сроков ввоза товаров после государственной регистрации итогов их внесения в качестве дополнительных вкладов в уставный капитал общества не предусмотрено.

Следует отметить, что существует обширная судебная практика, связанная с обжалованием решений таможенных органов об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин по вышеназванным обстоятельствам.  В большинстве случаев суды признают такие отказы неправомерными и принимают решение в пользу участников внешнеэкономической деятельности.

Между тем, на практике, для целей получения льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в уставный капитал, используется следующая схема.  Общество принимает решение об увеличении уставного капитала и на основании этого решения вносит изменения в устав о так называемом «намерении» увеличить уставный капитал, в которых указывается за счет какого имущества и в какие сроки уставный капитал будет увеличен.  Устав с соответствующими изменениями представляется таможенным органам на этапе ввоза оборудования.  После ввоза оборудования и внесения в устав общества изменений, связанных с состоявшимся увеличением размера уставного капитала общества, новая редакция устава также предоставляется таможенному органу для подтверждения статуса ввезенных товаров.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728, о котором упоминалось выше, в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таким образом, представленные в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал,  льготы сопряжены с определенными ограничениями по пользованию и (или) распоряжению.

В соответствии со статьей 200 ТК ТС товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами считаются условно выпущенными.

При этом в соответствии со статьей 137 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлен общий порядок, что при условном выпуске товаров требуется внесение обеспечения уплаты таможенных платежей.

Частью 5 названной статьи определены исключения из общего порядка, а именно, пунктом 2 части 5 установлено, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, за исключением случаев, указанных в части 6 указанной статьи, в отношении воздушных и морских судов, ввозимых организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) либо ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, а также помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории в целях осуществления ремонта.

Таким образом, Законом установлено, что при ввозе товаров в уставный капитал не требуется внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин.  Однако следует обратиться к части 6 статьи 137 Закона, на который дана ссылка в части 5 данной статьи, устанавливающей отсутствие необходимости внесения обеспечения уплаты платежей.

В соответствии с частью 6 таможенные органы вправе принять решение о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 5 данной статьи, в случаях:

1) если декларант осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года;
2) если декларант имеет неисполненные требования по уплате таможенных платежей в установленные данными требованиями сроки;
3) если декларант в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности по статье 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) если декларант имеет неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;
5) в иных случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, не будут выполнены.

Иными словами, таможенный орган по своему усмотрению может принять решение о необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в уставный капитал, если у таможенного органа будут основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, не будут выполнены.  При этом законодательством не установлены критерии, на основании которых у таможенного органа могут возникнуть сомнения в том, что обязательства будут выполнены.

Также нельзя не отметить, что до настоящего времени, в части не противоречащей  Закону, действует Приказ ФТС России от 12.07.2010  № 1315 «Об условном выпуске товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций», в соответствии с которым начальникам таможен необходимо обеспечить условный выпуск товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставные (складочные) капиталы организаций с применением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при условии обеспечения уплаты условно начисленной ввозной таможенной пошлины.

Таким образом, существует высокий риск того, что при ввозе товаров в уставный капитал таможенные органы потребуют внести обеспечение уплаты таможенной пошлины.  При этом следует отметить, что на практике в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей применяется денежный депозит (залог).  Срок возврата такого залога при обеспечении уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых в уставный капитал, законодательством не установлен.  Исходя из изложенного, предусмотренная законодательством льгота по уплате таможенной пошлины при ввозе товаров в уставный капитал, может не иметь экономической целесообразности.

Что касается уплаты НДС при ввозе товаров в уставный капитал, то в настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК России) не установлены какие-либо льготы.  Однако в соответствии со статьей 150 НК России, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.  Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 372.

Таким образом, при решении вопроса об использовании льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал, необходимо тщательно проанализировать экономическую эффективность проекта.  В частности, рекомендуем проверить действующие ставки пошлин в отношении ввозимых товаров, которые являются вкладом в уставный капитал.  В отношении многих категорий оборудования в настоящее время предусмотрена ставка 0%, в этой связи использование льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал, может являться нецелесообразным.


назад





  © "ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ" 2004-2023
Rambler's Top100